Смекни!
smekni.com

Введение в психологию Петровского (стр. 68 из 121)

Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть.

Приведем простой пример. Если отмерить на полу один метр и попробовать перешагнуть через это препятствие, то никаких трудностей это задание не составит, никаких волевых усилий не потребуется. Но в условиях альпинистского восхождения ледни­ковая трещина такой же ширины выступает уже как серьезнейшее препятствие и преодолевается не без усилий. В обоих случаях дви­жение, казалось бы, сходное - надо лишь широко шагнуть. Труд­ность в том, что в горах этому шагу предшествует борьба.моти­вов — чувство самосохранения борется со стремлением оказать помощь товарищу, желанием выполнить взятое на себя обязатель­ство. Победит первое - и человек трусливо попятится от трещи­ны, одержит верх второе - и препятствие будет преодолено, хотя, быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие.

Воля как сознательная организация и саморегуляция актив­ности, направленная на преодоление внутренних трудностей, —

278

это прежде всего власть над собой, над своими чувст­вами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характери­зуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые ка­чества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подав­лять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравствен­но оправданных мотивов поведения и деятельности.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и ха­рактерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия — это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при пони­мании необходимости принять решение действовать или испол­нять его. Отчетливо понимая необходимость вьшолнить распоря­жение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в «поле». (Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказа­лась открытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было и делать ему в другом помещении нечего.)

Апраксия — сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия — сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Глава 11

ОБЩЕНИЕ

1. Понятие Многоплановый характер общения. Взаимодействие об общении человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые склады­ваются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы явля­ются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но ни­какая человеческая общность не может осуществлять полноцен­ную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной дея­тельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участ­никами совместной деятельности, который может быть охаракте­ризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся -обмен в процессе речи не только словами, но и действиями,

280

поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на выбранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчи­тывает сдачу.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприят ие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение высту­пает как способ организации совместной деятельности и взаимо­отношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятель­ность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педа­гогическое общение.

Дидактические и собственно воспитательные задачи деятель­ности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива. Общение в деятельности педагога, та­ким образом, выступает: во-первых, как средство решения собст­венно учебных задач, во-вторых, как система социально-психологиче­ского обеспечения воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений преподава­телей и учащихся, обусловливающих успешность воспитания и обуче­ния, и наконец, в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника. Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого явля­ются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воз­действия и организация взаимопонимания. Педагог выступает как инициатор этого процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с дру­гой — как его непосредственная содержательная характери­стика.

281

Единство общения и деятельности. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли обще­ние частью, стороной, аспектом совместной деятельности или общение и деятельность — это два самостоятельных, равноправ­ных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавли­вать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информатив­ный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе дея­тельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «трансли­рует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим лю­дям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности) и даже в себе как в «д р у г о м».

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэти­ческая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) — это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение как производство общего, равно при­надлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

Отметим, что, к примеру в рабовладельческом обществе, в ре­зультате отчуждения результатов труда блокировалось и разруша­лось общение как производство общего между людьми. Запе­чатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому он предназначен, потому что предъявлял себя другим через этот предмет не он сам, а его хозяин. Общение, взаимопони­мание, взаимоуважение людей, таким образом, изначально подрывалось.