Под руководством своего учителя в процессе учебной, игровой и других видов деятельности у детей постепенно складываются первые привязанности, происходит в некоторой степени смена субъективной позиции на объективную (Д.Б. Эльконин)[19], т.е. осознание необходимости быть сдержанным, уступчивым, уметь помогать, сопереживать и т.д.
Аморфную группу детей начинают связывать пока еще тонкие, но крайне важные внутренние нити; вырисовывается классный коллектив, привычный детский коллектив, который следует сплачивать через общую деятельность и устремлять, как говорил В.А. Сухомлинский[20], в будущее с помощью общих целей, принятых в этой же деятельности.
У детей, конечно, будут возникать между собой конфликты, ссоры и педагогу придется регулировать их. Конфликты, связанные с выяснением личных отношений, не только не обрывают возникших внутренних связей, но, напротив, как это ни покажется странным, упрочивают их, все больше скрепляют узы дружбы, способствуют осознанию ребенком своих поступков, накоплению им опыта жизни в коллективе.
Вначале дети не оперируют словами «хороший ученик», «плохой ученик», «слабый», « лентяй», не вычленяют себя из коллектива и не вооружаются против него, чувствуя себя отличником или двоечником. Они учатся в силу своих возможностей.
Со временем ребенок начинает понимать зависимость своего положения в классе от результатов своего учебного труда, от отметок. Чем глубже будет осознавать школьник важность и необходимость учения, тем большее влияние окажут на него собственные успехи и неудачи в учении именно потому, что создается общественное мнение о нем, регулирующее отношение между ним и другими.
Амонашвили указывает на наличие ярусов в начальном звене школы и говорит о том, что учителя, учащиеся, родители своими суждениями способствуют оформлению такой структуры отношений.
Iярус- учащиеся, успевающие на «4» и «5».
Их называют отличниками, сильными учениками, хорошими учениками, передовыми и т.д.
II ярус- учащиеся, получающие в основном «тройки».
Их называют троечниками, средними, непосредственными. Они часто оцениваются словами «способный, но ленивый», «неспособный, но трудолюбивый», «так себе», «мог бы лучше» и пр.
III ярус- учащиеся, получающиеся преимущественно «двойки».
О них говорят- «тугодум», «неспособный», «безнадежный», «недоразвитый», «лентяй». Они – «плохие ученики», «трудные», «тянут класс назад», «позорят класс и товарищей».
Учащиеся разных ярусов начинают разграничиваться в своих отношениях друг с другом.
Амонашвили говорит, что нужно с помощью тонкой психолого-дидактической методики индивидуального подхода развивать способности каждого ребенка до пределов его потенций.[21] Выравнивание таким образом будет заключаться не в формальном увеличении объема знаний, а в целостном развитии личности школьника, всестороннем проявлении его задатков с помощью методики обучения, способной быть вариативной к индивидуальным особенностям.
В таких условиях не возникает необходимости делить учеников на «отличников», «троечников» и «двоечников» и «клеймить» детей через отметки за то, что от них уже не зависит.
2.3 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде
Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, семья, воспитатели детского сада, или учителя, школа?
Специалисты считают, что никакое самое хорошее детское учреждение –ни детский сад, ни начальная школа- не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. [22]
Учителя отмечают[23], что ребенка-первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему же так получается?
У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и прочее. Если на пороге школы ребенок не умеет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития и об этом весьма важно помнить родителям. Возможно, что ребенка излишне опекали ( тактика опеки), но к таким же плачевным результатам приводят и чрезмерная строгость взрослых, подавлении активности самого ребенка (тактика диктата).
Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные условия не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может научиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной деятельности.
Часто родители не задумываются о необходимости стимулирования у ребенка желания учиться в школе. А тем не менее, для самого ребенка важен сам факт официального признания его взросления («Уже школьник!») Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка рюкзака (ранца), организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни.
Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера ( хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения.
Ребенку надо говорить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!
Перед поступлением ребенка в школу родителям желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они уложатся в распорядок дня первоклассника. Но смена социальной позиции ребенка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя и с некоторыми из них все же придется расстаться. Чтобы больше успеть, потребуется более четкий распорядок дня, более продуманный отдых ребенка.
Здесь нет одного для всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. «Потихоньку» приучать ребенка к режиму, или скажем, выполнять за него часть обязанностей в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом все будет делать сам,- не лучший способ помощи. Именно на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей.
Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Любая же «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую заботу.
Следующая проблема - обязательное выполнение правил, которым подчинено поведение первоклассника в школе. Этих правил довольно много. Большая часть их направлена на то, чтобы и класс в целом, и отдельный ученик могли работать продуктивно. Эти правила являются общественно-направленными по своему содержанию (обеспечивают продуктивную работу всем).
Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе в классе. В этом заключается важнейшая воспитательная роль обучения, требующего от каждого определенного отношения к работе класса (коллектива).
Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстрее овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
Первоклассники очень чувствительны к выполнению этих правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать правила, и от своих товарищей требуют этого. Требования должны быть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения саморегулироваться, быть самостоятельным.
Каждый ребенок уникален. Один в свои семь лет вполне самостоятелен. Другому - достаточно напомнить и он сам справляется со своими обязанностями. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому, а вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действие: и портфель помочь сложить и затем высказать свое положительное отношение к тому, что ребенок сделал самостоятельно. По мере овладения ребенком этим умением взрослый ограничивает свое участие в этом деле.
Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнение режима дня, содержания в чистоте и порядке своих вещей и пр.
Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые раньше он выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами большого круга. В каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам за пределами этого круга- дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще.
Следовательно, развиваясь, ребенок завтра будет способен делать сам то, что вчера он делал вместе с мамой или папой. Зона дел, выполняемых вместе,- это «золотой запас» ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Именно поэтому ее и назвали «зоной ближайшего развития». У одного из детей эта зона широкая, т.е. родитель с ним много занимается, а у другого - узкая, т.к. родители часто предоставляют его самому себе.