Таким образом, можно сформулировать два основных методологических принципа психологического исследования ценностных ориентации. Во-первых, рассмотрение системно-ценностного подхода как результата освоения учащимися общественных явлений окружающей действительности с позиции ценностей. Во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориентации личности как процесса, в основе которого лежит особый вид психической деятельности - оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значения этих явлений.
Данные методологические принципы лежат в основе экспериментальных методик, изучающих особенности формирования ценностных ориентации. Следует отметить, что один из существенных недостатков традиционных методик выявления ценностных ориентации заключается в том, что полученные с их помощью данные позволяют судить лишь об общих тенденциях направленности предпочтений учащихся. Причины формирования тех или иных предпочтений и лежащие в их основе психологические механизмы, а, следовательно, и ценностные ориентации остаются, как правило, вне поля зрения исследователя. Так, например, традиционными методическими средствами трудно выявить, в какой степени предпочтения личности действительно являются критериями при ориентировке человека в мире ценностей, и какова степень устойчивости этих предпочтений.
Исходя из рассмотренных теоретических предпосылок, выделили следующие основные параметры изучения особенностей формирования ценностных ориентации учащихся старшего школьного возраста: ценностные представления учащихся, особенности их ориентировочной деятельности, направленность, устойчивость и действенность их предпочтений. Кроме того, мы определяли, в какой степени сложившиеся предпочтения становятся преобладающими и служат ли они критериями при реализации отношения учащихся к тем или иным явлениям действительности, что и характеризует уровень сформированности ценностных ориентации (Б. С Круглов, 1980; 1983, 42).
Ценностные ориентации личности включают в себя многие стороны взаимоотношений человека с окружающей действительностью. В зарубежной и отечественной психологии исследование ценностных ориентаций рассматривается как наиболее важное и актуальное направление. Признается, что ценности, доминирующие в обществе – это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни в меняющихся экологических и социологических условиях напрямую влияет на ценности. Таким образом, через анализ ценностей можно отчетливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены. Одна из главных проблем, имеют ли исследуемые ценности одинаковое значение в разных культурах. На индивидуальном уровне ценности рассматриваются как основы мотивов, которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и согласие, испытываемое людьми, когда они в своем поведении руководствуются определенными ценностями (42). Например, людям нелегко стремиться к власти и подчинению одновременно, но они могут в одно и то же время стремиться к власти и богатству. Взаимосвязь между рангами ценности для индивида отражает внутренние изменения, организующие его ценности. Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия. Современные исследования ценностей в основном базируются на исследовании Рокича. Рокич стимулировал интерес к ценностям в психологии, дав ясное определение этого понятия, предложив легкий инструмент их измерения, в котором отражалось его понимание ценностей, как руководящих принципов жизни.
В конце 80-х годов исследованиями ценностных ориентаций занимался доктор С. Шварц, профессор факультета психологии Иерусалимского университета. Он утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, это тип мотивации в котором они отражаются. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в блоки ценностей, разделяющих общую цель. Он исходил из того, что основные человеческие ценности, которые должны быть во всех культурах, - те, которые представляют универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности согласованного социального взаимодействия) как осознанные цели. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в трудах разных ученых он сгруппировал ценности в десять различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Он дал этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность (27). Результаты более поздних исследований подтверждали эту структуру, выявив, что десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) - консерватизм (безопасность и традиции) и акцент на других (универсализм и заботливость) - акцент на себя (власть и достижение). Поскольку типы ценностей формируют интегральную мотивационную структуру, Шварц в дальнейшем постулировал, что типы ценностей, как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и так далее).
Существуют сотни, возможно тысячи ценностей, по которым может быть проведено сравнение разных социальных групп. Некоторые ценности имеются в определенной социальной группе, другие - нет. Теоретики, решавшие эту задачу, высказали предположение, что измерение ценностей отражают основные проблемы, с которыми сталкивается та или иная социальная группа (80).
Целью исследования, проведенного лабораторией факультета педагогики и социальной психологии Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ) среди учащихся школ города Владимира было изучение потребностей, целей, интересов, ценностей, идеалов, которые являются ведущими компонентами мотивационной сферы личности. Настоящее исследование является составной частью общей работы лаборатории, основное содержание которой диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с дивиантным поведением. Выбор же контингента учащейся молодежи без отклонений в поведении в качестве объекта опроса не случаен. Известно, что мотивационное поведение, в том числе и отклоняющееся, есть результат действия двух факторов - личностного и ситуационного. Личностными причинами дивиантного поведения являются особенности мотивационно-ценностных ориентаций подростков, в свою очередь задаваемые средой и ближайшим окружением. Говоря о мотивационной сфере учащихся, ученые исходят из понятия о нормативных ценностных установках, принимаемых обществом за основу при целенаправленном действии на формирующуюся личность в системе воспитания. Эти установки, существующие в той среде, где происходит процесс социализации личности, являются важнейшим социально-психологическим фактором, играющим решающую роль в формировании нормативной нравственной ее направленности. Следовательно, характеристика мотивационной сферы подростков может быть дана лишь на фоне анализа общих мотивационных диспозиций, существующих в подростково-юношеской среде (4).
Основной задачей является диагностика морально-нравственных установок, на фоне которых происходит генезис и развитие механизма поведения учащихся. В ходе исследования, носящего локальный характер, было опрошено в 1997 году 180 учащихся в возрасте от 16 до 19 лет. Чтобы выявить изменения мотивационной сферы современной учащейся молодежи, было решено привлечь результаты исследований мотивационной сферы той же категории молодежи, проведенных разными авторами в конце 70-х годов, то есть в период, предшествовавший началу социально-экономических реформ в России. Учеными использовалась анкета, в которую наряду с прямыми вопросами о цели жизни, жизненных планах, идеалах, стремлениях, увлечениях были включены вопросы косвенные, которые, как известно, дают наиболее объективный материал: "Какое желание ты загадал бы золотой рыбке?"; "Что бы ты сделал, если бы стал волшебником?"; "Какой подарок ты хотел бы получить?"
Что показал опрос? Почти 80% респондентов указали, что основной целью жизни является обеспечение материального благополучия, причем 40% в качестве жизненного материала называют возможность "жить беззаботно, развлекаться". Среди устремлений молодых преобладает желание "иметь хорошее здоровье" (83%), "делать всегда то, что хочется" (71%), "быть очень хорошо материально обеспеченным" (59%). Исследования же 70-х годов свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было иным: 35,6% опрошенных видели его в возможности приносить людям пользу; 44,8% - в удовлетворенности своей работой (78).