МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общей психологии и психологии развития
КУРСОВАЯ РАБОТА
по общепсихологическому практикуму
«Нравственность как свойство личности»
Выполнила:
студентка 3 курса ОЗО 6 лет
специальность «Психология»
Аболонко Е. О.
Руководитель:
к. психол. н, ст. преподаватель
Иванова М.Г.
Кемерово 2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения нравственности как свойства личности…………………………………………………………………….4
1.1 Подходы к изучению личности и свойств личности………………...4
1.2 Изучение нравственности в рамках психологии……………………13
1.3 Факторы, влияющие на формирование нравственности как свойства личности…………………………………………………………………………16
Глава 2. Эмпирическое исследование нравственности как свойства личности……………………………………………………………………………..24
2.1 Организация исследования…………………………………………...24
2.2 Анализ результатов…………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………..30
Введение
Проблема курсовой – изучение нравственности как свойства личности. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [10, 346].
В зарубежной психологической науке нравственность изучалась в психоаналитических (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм и др.), поведенческих (Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон и др.), гуманистических (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Г.В. Олпорт и др.) концепциях, в концепции развития нравственного сознания (Л. Колберг и др.).
В отечественной психологической науке нравственность рассматривалась в теории моральных отношений личности (В.Н. Мясищев), самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.), нравственность изучалась в связи с проблемами ответственности (К. Муздыбаев), правды и лжи (В.В. Знаков), как высшее чувство (Р.С. Немов), как компонент духовности личности (Н.А. Коваль) [5; 64 - 65].
Актуальность исследования обусловлена рядом причин как теоретического, так и практического характера.
Во-первых, в современной России происходит переоценка ценностей, когда меняются приоритеты и одни ценности выходят на свет, а другие отодвигаются в тень. При этом новые приоритетные ценности не всегда остаются с человеком надолго: сталкиваясь с очередными трудностями, он вынужден вновь менять приоритеты, сначала сбиваясь со счёта, в который уже раз он это делает, а потом и теряя смысл в необходимости подобного занятия. Всё это, безусловно, связано с общей нестабильностью в современном российском обществе, да, пожалуй, и в мире в целом. Поэтому в данной ситуации именно нравственность способна выступить основным регулятором в ситуациях жизненного выбора. Являясь одним из мотиваторов поведения, нравственность оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поведенческих актах.
Во-вторых, в современной науке круг вопросов, относящихся к духовно-нравственному развитию личности, становится особой областью психологического исследования. При этом исследователями отмечается, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не находят опору в жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в её нравственных ценностях.
Цель данной работы - изучить нравственность как свойство личности.
Объект: свойства личности.
Предмет: нравственность как свойство личности.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к изучению личности и свойств личности;
2) представить проблему нравственности в реалиях психологической науки.
3) описать факторы, влияющие на формирование нравственности как свойства личности.
4) исследовать особенности нравственной сферы личности.
Методы: теоретические (анализ и обобщение научной литературы); эмпирические (Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина)
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения нравственности как свойства личности человека
1.1 Подходы к изучению личности и свойств личности
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [7,470].
В психологии существуют различные подходы к изучению структуры личности, и личностных свойств. Наиболее известной является теория З. Фрейда, которая рассматривает личность как состоящую из трёх уровней: ид (“оно”), эго (“я”) и суперэго (“сверх-я”). Ид — главная структура личности, образуемая бессознательными побуждениями (влечениями, инстинктами, прежде всего, сексуальными и агрессивными) и функционирующая в соответствии с принципом удовольствия. Эго — совокупность осознаваемых познавательных и регуляторных функций психики. Эта структура, по Фрейду, призвана обслуживать ид и функционирует по принципу реальности, выступая ареной борьбы между ид и суперэго. Последнее суть структура, содержащая представления о морали, о нормах, ценностях, установках общества, в котором живёт человек.
Ид, эго и суперэго постоянно борются за ограниченную психическую энергию — либидо. Это приводит к психологическим проблемам, заболеваниям. Ответом на эти проблемы может выступать как собственно сексуальное или агрессивное поведение, так и психологические защиты (вытеснение, замещение, сублимация, рационализация и т.д.). Таким образом, в рамках данной теории внутренними для личности оказываются именно агрессивные моменты, а мораль выводится наружу и рассматривается как нечто навязываемое обществом. Если поведение человека злое, агрессивное, то оно есть проявление заложенных в него инстинктов (и при этом поведение, идущее вразрез с моралью, считается поведением против общества (“недовольные культурой”), а не против, например, своей истинной человеческой сущности), а если доброе, нравственное — то это говорит об относительно высокоразвитом суперэго, сдерживающем эти инстинкты [15, 105 – 106 ].
Аналитическая теория личности К.Г. Юнга тоже большое внимание уделяет бессознательным мотивам, добавляя понятие коллективного бессознательного, наполненное общими для всех людей образами. При таком рассмотрении личности безнравственное также переводится в область бессознательного, над чем человек мало может властвовать. Но это бессознательное, в котором “коренится зло”, уже приобретает глобальные масштабы и затрагивает не отдельные личности, а всё человечество (коллективное бессознательное), тем самым подводя более весомые основания для такого поведения[15, 199 – 206].
Гуманистическая теория личности (К.Р. Роджерс, А.Х. Маслоу) главным в человеке видит врождённые тенденции к самоактуализации, к полному проявлению своих творческих потенций. В личности главными “элементами” видятся “реальное Я” (совокупность мыслей, переживаний “здесь и сейчас”), “идеальное Я” (то, каким человек хотел бы видеть себя, полностью себя реализовав) и потребность в самоактуализации, являющаяся наивысшей потребностью. Антиморальное возможно по этой теории оттого, что у человека возникает разлад между “реальным Я” и “идеальным Я”, когда высшие потребности блокируются и ограничиваются низшими. Нормой же, по мнению авторов теории, как раз является неагрессивное, нравственное поведение [15, 482 – 487].
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. А. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Дж. А. Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. «констракт» – конструировать). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют личностными конструктами. С точки зрения Дж. Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, решает проблемы (например, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и так далее), пользуясь соответствующими конструктами. Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно предположить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный – непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще.