Смекни!
smekni.com

Человекоцентрированный подход в психотерапии 2 (стр. 2 из 7)

В последующие годы Роджерс сконцентрировался на приложении своей теории и методов в различных областях. Этот подход использовался в менеджменте, педагогике, в здравоохранение и в политике. Таким образом, в 1960-1970-х гг. данный подход значительно расширился и стал именоваться «человек-центрированным» или «ориентированным на человека». Соответственно, психотерапия стала «психотерапией, ориентированной на человека»[*].

Роджерс внес существенный вклад в развитие групповой психотерапии. Одним из вкладов стала разработанная им концепция «основной встречи» (которая будет рассмотрена нами далее), предусматривающая «веру в возможность индивидуального развития тогда, когда члены группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других» (Рудестам, 2006, стр. 82).

Новаторские идеи Роджерса звучат и в придании им особой роли терапевту-ведущему группы. Также как и в индивидуальной терапии, Роджер видел в терапевте не столько специалиста, который лечит людей, сколько равноправного партнера, формирующего спонтанные «я-ты»-взаимоотношениями, действующего в соответствии со своей интуицией и имеющего права делиться «своим личным». Такой «фасилитаторский» тип взаимодействия, предлагаемый Роджерсом, способствовал развитию новых подходов к групповой работе.

Роджерсу принадлежит заслуга первой публикации полного дословного текста психотерапевтических сеансов на основе аудиозаписей вместо практиковавшихся ранее авторских пересказов психотерапевтической работы. Исследования в области практики, инициированные Роджерсом, внесли огромный вклад в понимание и развитие современных представлений об эмпатии, личностных установках психотерапевта, стадиях терапевтического процесса и его эффектах.

Глава 2. Теория личности*

2. 1. Точка зрения Роджерса на природу человека

Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства.

Выделим основные моменты, которые характеризует взгляды Роджерса на человеческую природу, и имеют непосредственное отношение к теории и практике созданного им терапевтического подхода.

1. Вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека.

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к "конструктивному осуществлению" свойственных им врожденных возможностей. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Однако, основываясь почти на 30-летнем опыте психотерапевта, Роджерс заявлял: "Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас" (цит. по Хьелл, Зиглер, 2007, стр. 533).

2. Руководящий мотив в жизни: тенденция к актуализации и самоактуализации.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой "свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность" (цит. по Хьелл, Зиглер, 2007, стр. 535). Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом.

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе.

Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Главными чертами такой личности являются: открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни (жизнь «здесь и теперь»), организмическое доверие к своим внутренним ощущениям как критерию выбора, эмпирическая свобода, креативность и творческий образ жизни.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Самоактуализация и полноценное функционирование – это не статичные состояния, а процесс, означающий движение к своей истинной самости.

3. Важность субъективного опыта.

Роджерс считал, что для очерчивания себя и самоопределения люди опираются исключительно на свой субъективный опыт восприятия реальности, свою «внутреннюю систему эталонов», сквозь только сквозь призму которой реальность мира может предстать перед человеком в каждый момент его бытия; именно этот опыт он и назвал феноменологическим полем (Соколова, 2002, стр. 229). Это глубоко индивидуальный внутренний мир личности, включающий ее сенсорный и чувственно-моторный опыт, мир образов и смыслов. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому наиболее важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека – ведь в конечном счете только эти переживания ответственны за поведение.

Этот тезис выступает в оппозиции к утверждениям Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию; по мнению Роджерса, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, которое регулирует поведение. Критическое значение имеет восприятие явлений. Важно, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности непременно лучше или правильнее, чем у кого-то еще; никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других.

4. Убежденность в способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь

Роджерс выступает в оппозиции к теории Фрейда в ее части о том, что прошлый опыт определяет нынешнюю жизнь человека. Поведение не определено прошлыми событиями. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша нынешняя интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение.

С этой неисторической точки зрения необязательно прослеживать давнее прошлое, чтобы узнать, почему человек ведет себя так сегодня. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет нынешнее восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее, то есть личность следует изучать в контексте "настоящее – будущее".

Из этой позиции вытекает убежденность Роджерса в потенциальной способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего. Е.Т. Соколова отмечает, что «именно убежденность К. Роджерса в позитивной роли признания ответственности и свободы выбора за человеком <…> коренным образом изменила всю философию отношения к больному, привела к появлению новой «фигуры» в области практической психологии, а именно: клиента в противовес традиционной «фигуре» пациента» (Соколова, 2002, стр. 230).

5. Холостическая позиция

Роджерс поддерживал холистическую точку зрения на личность – представление о том, что человек ведет себя как целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Соответственно, он был убежден, что и понять человека можно только, если обращаться к целостному человеку. Другим следствием холистического взгляда на человека является оптимистическая оценка возможностей его самоизменения на основе изменения любого аспекта субъективного опыта.