Для мыслительного процесса этот компонент служит материалом в осуществлении необходимых манипулятивных операций; для речевого – стартовой площадкой для вербализации, словесных описаний. Специфика речевого процесса и его основная функция – создание вербального продукта, адекватного ментальному семантическому содержанию, и его «экстериоризация». Именно поэтому речь может быть включена в любой когнитивный процесс, содержащий такого рода семантический
254
компонент. Таким когнитивным процессом может быть не только мышление, но и восприятие, эмоциональное переживание.
Этот анализ соотношения речевых и мыслительных процессов представил речь как некую «многовалентную сущность", что допускает ее включение в разного вида когнитивные функции. Однако свойством «многовалентности» обладает также и мышление. Мыслительные процессы возможны в логической форме, на материале зрительных, слуховых и других перцептивных сигналов. Особенно важно то, что возможно мышление и на вербальном материале.
Известны формы продуманной речи, учитывающей собеседника, аудиторию, соблюдающей принятые нормы в соотношении говорения и выслушивания и т. п., в итоге приводящей к желательным для говорящего результатам. (Сфера такого рода норм и приемов рассматривается обычно под рубрикой речевого искусства.) Такого рода «умная речь» – результат создания говорящим, предварительно или оперативно, умственной модели ситуации общения, учет ответной реакции слушателя, нахождение адекватных ответных форм, привлечение соответственного речевого репертуара и др. Названные операции являются мыслительными по своему существу, что свидетельствует о принципиальной возможности включения мышления в организацию речевого общения.
Еще одним случаем речевого мышления можно считать процесс литературного творчества. Известно, что этот процесс связан с обдумываением литературных текстов, будь то прозаическое или даже поэтическое произведение.
14.5. Личность в речи
Будучи одним из важнейших средств выражения, речь обладает также и значительным психодиагностическим потенциалом, По речи человека можно многое узнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремятся найти ее устойчивые характеристики. При этом возможны два пути: исследовать формально-динамические характеристики речи (темп, особенности коммуникации, модуляции голоса, громкость и т. п.) и содержательные характеристики (тематика речи, проекции).
Согласно одной из наиболее современных теорий темперамента (Русалов В. М., 1997), речь позволяет оценить коммуникативную сферу личности, которая имеет четыре базовых измерения: эргичность (выносливость), скорость, пластичность и эмоциональность. Например, при низкой коммуникативной эргичности испытуемый предпочитает отвечать кратко, не задает вопросы, в разговор включается с трудом, молчалив; его речь тихая, монотонная, интонации печальные. При низкой эмоциональности голос человека спокойный, уверенный, при высокой же отмечаются резкие интонации (падающие или восходящие), персеверации, обилие отрицательных эмоциональных компонентов (печали, гнева, грусти, страха), обилие междометий, много шумовых эффектов.
Характер, а также ценностные устремления людей проявляются не только в том, как они говорят, но и в том, о чем они говорят, т. е. в темах, постоянно присутствующих в их речи. Вполне очевидно, что в речи психастеника будут постоянно звучать
Глава 14. Речьиобщение 255
мотивы тревоги, неуверенности, сомнения, избегания. В речи истероидной, демонстративной личности будет стремление преувеличить и выставить напоказ особенности своего «Я», сообщения о каких-то особых интенсивных в том или ином отношении переживаниях и т. п. Нередко именно по тематике речи мы и распознаем те или иные личностные особенности человека.
В конце XIX – начале XX в. возникает интерес также к исследованию того, как проявляются индивидуальные особенности людей в письменной речи, в тексте. В. Штерн пишет: «Ломбразо и другие выдвинули положения, что гениальность и психопатия находятся в близком родстве друг с другом. Этим был дан повод психиатру рассматривать с точки зрения его специальности великих личностей истории и современности. Так возникла патография – тот вид биографии, который стремится вскрыть причинное значение телесной конституции, соматических и психических заболеваний, наследственной отягченности, признаков дегенеративности, истерических и эпилептических состояний, сексуальных извращений, склонности к алкоголизму и других патологических признаков для понимания деятельности героя.» (Штерн В., 1998, стр. 210).
Волна интереса к патографиям и биографическим исследованиям великих писателей была в те годы велика. В цитированной работе Штерна приводится солидный список трудов, посвященный этим темам. В настоящее время подобные исследования проводятся в основном в рамках различных подходов психоаналитической парадигмы.
Примечательна работа З. Фрейда о Ф. М. Достоевском. Интересно, что Фрейд практически не рассматривает эпилепсию Достоевского в качестве фактора, влиявшего на содержание и тематику его произведений, Другого взгляда на этот предмет придерживались такие психиатры, как Т. Е. Сегалов, опубликовавший в 1911 г. па немецком языке небольшую работу «Болезнь Достоевского».
К исторической ограниченности патографических исследований тех лет следует отнести использование слишком широких в охвате и одновременно слишком неоднозначных по содержанию терминов, таких как «вырождение» (дегенерация), «латентная гомосексуальность». В настоящее время употребление данных терминов является анахронизмом. В качестве образца патографического исследования мы можем рекомендовать работу К. Ясперса «Стриндберг и Ван Гог».
Заслуживают внимания работы И. Д. Ермакова о творчестве Гоголя и Пушкина как первые попытки проследить психическое состояние и особенности формирования личности автора по содержанию произведения. Ключевую роль в таком анализе играет понятие «проекция», т. е. приписывание нейтральным объектам описания тех или иных свойств в зависимости от состояния человека. В своем анализе Ермаков ограничивался всякий раз одним произведением, что увеличивало риск субъективизма оценок, недоказуемости и непроверяемости выводов.
Может быть, более валидной и показательной оказалась попытка исследования творчества Пушкина, Тютчева и Баратынского, предпринятая в те же годы А. Белым (1922). Белый подсчитывал и классифицировал все прилагательные, глаголы, наречия, относящиеся к элементам природы – солнцу, луне, ветру и т. п. в произведениях этих авторов. Получилось, например, что Пушкин почти в 80% случаев говорит «луна» вместо «месяц», тогда как Тютчев – наоборот. Белый делает следующий вывод: «целостное овладение природой у Пушкина, а у Тютчева целостное растворение; этого овладения и этого растворения в поэзии Баратынского нет: у него природа раздвоена..."
256
В настоящее время в зарубежной психологии в области психодиагностики по тексту выделяется направление, возглавляемое американским исследователем Л. Готтшалком. Контент-анализ Готтшалка–Глезера был разработан авторами в 1969 г. и является применением техники контент-анализа для измерения аффектов. Они понимали аффекты как состояния чувств, которые имеют качественные и количественные характеристики. У этих состояний есть как субъективные чисто психологические компоненты, так и физиологические, биохимические и поведенческие составляющие.
Авторы исходили из следующих основных принципов;
1)аффекты влияют на мышление и речь;
2)измеряя частоту слов, встречающихся в речи, можно определить меру выраженности аффекта;
3)мера выраженности аффекта определяется частотой аффективных состояний, личной вовлеченностью в аффект и направленностью аффекта;
4)на аффекты влияют механизмы защиты и адаптации;
5)личностная вовлеченность и направленность могут быть подсчитаны.
Авторы описали следующие шкалы контент-анализа; тревоги, враждебности, социальной отчужденности и личностной дезорганизации, когнитивных и интеллектуальных повреждений, депрессии, надежды. При этом каждая шкала состоит из множества подшкал. Например, шкала тревоги состоит из следующих подписал:
- боязнь смерти (все слова, относящиеся к смерти, умиранию, угрозе смерти или тревоге по этому поводу);
- «кастрационная тревога» (упоминания о травмах, повреждениях или опасения подобных явлений);
- тревога разлучения (упоминания о покинутости, одиночестве, потере поддержки, потере любимого объекта или опасения таковых);
- тревога вины (упоминания о недружественной критике, недоверии, обвинении, виновности или угрозе таковых);
- тревога стыда (упоминания о смешном, неадекватном, о конфузах, неловкостях или страх перечисленного);
- диффузная или неспецифическая тревога (упоминания о страхе без указания на его источник).
Для измерения тревоги (или других шкал) необходимы тексты. Текст – это письменный фрагмент, соответствующий по объему пятиминутной свободной речи, Испытуемого просят рассказать о каком-то очень важном или драматическом событии его жизни. Затем текст транскрибируется, т. е, слова и выражения, составляющие этот текст, разносятся по перечисленным выше категориям в соответствии с очень строгими правилами. Количество упоминаний по каждой из категорий дает сырые баллы, которые затем переводятся в стандартные оценки.