Смекни!
smekni.com

Психологическая коррекция тревожности детей 5-7 лет средствами семейного консультирования (стр. 8 из 12)

«Семейная социограмма» дала следующие результаты (Приложение 1). Самый большой кружок – дедушка, далее бабушка, и это говорит об их значимости в глазах мамы. Кружки, изображающие мужа и свекра слипаются, тогда как между мужем и женой существует небольшое расстояние. Это говорит о том, что, по мнению женщины, ее муж находится со своим отцом в более тесных отношениях, чем с ней самой. Границы семьи не простроены (большое количество нарисованных родственников). Кружки детей находятся на равном расстоянии от родителей. Это говорит о том, что оба ребенка в равной степени близки матери.

Сравнительный анализ первичной диагностики выявил сходство и различие в восприятии семейных взаимоотношений между мамой и сыном. Сходной оказалась близость между мамой и папой. Основное различие проявилось в границах семьи, можно предположить, что у мамы они более размыты, чем у Нины. Так же различие проявилось в отношениях между супругами и детьми. Нина изобразила себя ближе к брату, который нарисован рядом с мамой. На социограмме ее матери эта особенность не отразилась, мать показала, что оба ребенка ей в равной степени близки.

Серафим, 7 лет, первый ребенок в полной семье. С младшим братом теплые отношения. Из маминых слов, ребенок все чаще пребывает в плохом настроении. В результате первичной диагностики был выявлен высокий уровень тревожности (57%) по методике для определения детской тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, что проявляется, из слов мамы, в нарушении питания, легкости покраснения и частых расстройствах «по любым» поводам.

Тест «Рисунок семьи» позволил получить следующую информацию: рисунок занимает меньшую часть листа, что говорит о низкой самооценке. Группа маленьких фигур изображена внизу листа, что свидетельствует о низком уровне притязаний. Неодушевленные предметы (папин компьютер, сумки с названием фирмы, в которой работает мама), изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи. Наибольшей властью в семье, по мнению ребенка, обладает мама, затем папа, а минимальная власть у младшего брата. Расстояние между персонажами говорит о психологической отдаленности мамы.

Далее была проведена «Семейная социограмма». На своей социограмме Серафим изобразил всех членов семьи, а так же собаку (Приложение 1). Это показывает, что животное мальчик считает таким же полноправным членом семьи, как и людей. Самый большой кружок – папа, это говорит о его значимости в глазах ребенка. Себя серафим поместил напротив мамы, брата – напротив папы. По-видимому, это может быть признаком более близких отношений между мальчиком и мамой, между братом и папой. Серафим изобразил себя, брата, родителей и собаку «в линию». Интерпретируя этот результат, можно сказать, что у него недостаточно дифференцированные отношения к членам семьи и опосредованное (через брата) отношение к отцу.

Для выявления стилей воспитания маме Серафима был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина. С его помощью были выявлены такие типы воспитания, как образ социальной желательности поведения (родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него), симбиоз (родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни) и авторитарная гиперсоциализация (от ребенка требуется безоговорочное послушание и дисциплина).

Также с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» удалось выяснить следующие отклонения в воспитании: недостаточность требований-обязанностей (ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье), недостаточность требований-запретов (ребенку "все можно", даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит), минимальность санкций за нарушения требований ребенком (родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко).

«Семейная социограмма» дала следующие результаты: На своей социограмме мама Серафима в качестве членов семьи нарисовала только людей. В круге изображены две семейные подсистемы: подсистема родителей и подсистема детей. Маленький кружок младшего сына находится в отдалении от остальных, что может свидетельствовать о психологической дистанции. Мама и папа равна по величине, а значит и власть распределена между ними (Приложение 1).

Сравнительный анализ первичной диагностики выявил сходство и различие в восприятии семейных взаимоотношений между мамой и сыном. Сходной оказалась близость между младшим и старшим сыновьями. Основное различие проявилось в отношениях между супругами и детьми. Серафим изобразил себя ближе к маме, а брата, напротив, ближе к папе. На социограмме его матери эта особенность не отразилась, мать показала, что ей наиболее близок муж.

Таким образом, был сделан вывод, что необходимо работать не только с ребенком, а с парой мать и дитя. Мы предполагаем, что если воздействовать целенаправленно на отношения матери к ребенку, это снизит тревожность. Исходя из перечисленного выше, для данных пар были разработаны консультативные встречи, целью которых является снижение уровня тревожности детей 5-7 лет.

2.3. Анализ консультативной работы

По результатам проведенной первичной психодиагностики были поставлены задачи: выявить особенности способов взаимодействия пар в различных условиях (совместные действия, отдельные процессы) и проанализировать ход сессий. Исходя из вышеперечисленных задач, были подобраны следующие методы: игровая терапия, особым образом простроенная консультативная беседа и арт-терапия. Как техника, в конце каждой встречи давалось домашнее задание, которое имело коррекционное воздействие на поведение родителей.

Структура каждой консультативной встречи.

1. Вводная часть – беседа о выполнении домашнего задания, мониторинг актуального состояния клиентов.

2. Основная часть – упражнения, создающие условия для достижения вышеперечисленных целей.

3. Заключительная часть – рефлексия результатов занятия, предоставление домашнего задания.

В результате проведения 5 сессий со всеми парами было выявлено следующее.

1 пара: Арина и мама. Со слов мамы стало понятно, папа мало взаимодействует с детьми, что так же подтвердила и девочка. В ходе сессии Арина выбрала игру Монополия, в которой уже есть заранее предусмотренные правила и обозначены критерии игры, в игре с пальчиковыми зверями взаимодействовать с мамой было намного сложнее, так как в этой игре необходимо обговаривать правила и их согласовывать. Выявленная особенность позволила дать следующее домашнее задание – играть в игры, предложенные ребенком, каждый день в течение 20 минут.

На второй встрече при обсуждении домашнего задания выяснилось, что девочке уделяется мало внимания, все силы уходят на старшего сына, что показала и работа. На этом занятии был предложен совместный вид деятельности – рисовать и маме и ребенку на одном листе, не разговаривая. И были выявлены следующие особенности взаимодействия: мама заняла большую часть рисунка, девочке остался уголок, который мама так же дополнила своими деталями, что может говорить об авторитарной позиции мамы (Приложение 2, стр. 67). Так же слова ребенка никак не были отреагированы мамой. Контрастом в отношении было неожиданное появление сына в середине сессии. Мама переключилась на сына, оставив деятельность с Ариной. Девочка, забирая у мамы кисточки во время работы, говоря о неудавшемся мухоморе, исправляя мамин рисунок, пыталась привлечь ее внимание, но так его и не получила. Выяснилось, что девочка изначально хотела нарисовать семью, чем мама не поинтересовалась в начале работы, а узнав, в конце встречи, сказала, что тоже бы нарисовала семью. Девочке не хватает совместной деятельности с матерью, она стремится к продлению рисования, а мама наоборот старается поскорее закончить. Можно предположить, что Арина нуждается в совместной деятельности с мамой, в связи с чем было дано домашнее задание – ежедневно по вечерам читать девочке сказки на ночь.

На третьей встрече диада рисовала свою семью в виде дома. Это было два отдельных процесса – мамин и Аринин. Затем была устроена выставка рисунков и проведено обсуждение. Сравнительный анализ показал, что на ребенке лежит много ответственности (практически во всех элементах дома присутствует фигура девочки). Всё напряжение в семье сбрасывается на ребенка. На рисунке Арины изображено два дома, это можно рассматривать как двойственное ощущение семьи: мама проецирует образ социальное желательной семьи, а у Арины складывается так же реальная картина. Ребенку все так же не хватает совместной деятельности с родителями, а между тем мама соревнуется с девочкой («У меня дом красивее» «У меня дом – это я»). Авторитарность родителя склоняет ребенка к подражательству другим в социальной жизни, в детском саду девочка хочет быть такой же, как ее подруга. Арина и мама видят мало как сходств, так и различий, из чего можно предположить о трудностях в идентификации. Девочка не ощущает устойчивости семьи (на рисунке нет фундамента), так же для нее есть только 2 значимые фигуры – она и мама, которые раз от раза выполняют те или иные функции. Папа в мамином видение исполняет 2 функции – защиты и устойчивости, а дети – взаимодействие с окружающим миром, а также через маму дети общаются с отцом. В конце встречи было дано домашнее задание на совместную деятельность, кроме чтения книг.

На четвертой встрече паре были даны комплект пуговиц и следующее задание: придумать обозначения для каждой пуговицы, затем выстроить с их помощью распорядок дня ребенка. Анализируя ход сессии, можно предположить, что в семье нарушена иерархия - девочка триангулирована в отношения родителей, а это так же было выявлено при диагностики. В отношениях мамы и Арины очень много напряжения, что было ощутимо во время сессии, когда энергия сильно падала. На психолога можно безопасно скидывать энергию, в связи с чем и была предпринята попытка втянуть его в игру. Домашнее задание было дано в русле проведенной встречи – каждый вечер выстраивать режим дня с помощью пуговиц и проводить обсуждение.