Смекни!
smekni.com

Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости, Гарифуллин Р.Р. (стр. 56 из 66)

Действительно, порой нами движут какие-то внутренние силы. Нами руководит какой-то “скрытый внутри нас манипулятор”, и в результате мы поступаем не в соответствии со своими желаниями, хотя на определённом этапе мы уверены, что сами пожелали и сами сделали свой выбор. В конце концов, мы часто не принадлежим себе благодаря собственным психическим структурам, которые скрыты от нас. Все эти признаки соответствуют феномену внутреннего манипулирования (самоманипулирования).

Кто же в нас нами движет, не спрашивая наших актуальных намерений и желаний?

Структура нашей личности состоит из различных субличностей, то есть различных составляющих. Как уже отмечалось, согласно Эрику Бёрну, в психике любого человека существует феномен нашего внутреннего, условного Родителя, Ребенка и Взрослого. Это есть три наших составляющих, три субличности. Родитель – это наша инструкция, которая нам позволяет экономить энергию, т.е. мы действуем по правилам и знаем, что этого нельзя, а это можно. Другая субличность – это наш внутренний Взрослый. Он ответственный и поэтому мы сами иногда определяем, что нам делать. Например, нам, психологам, порой приходится решать, куда направить ребенка – или в школу для умственно-отсталых, или в нормальную школу? Приходится брать ответственность за человека. Это в нас говорит Взрослый.

Третья составляющая – это наш Ребенок – наши страсти, различного рода удовлетворения и т. п. Вышеприведённые три составляющие условно можно назвать нашими субличностями. Они у нас конфликтуют, борются между собой, обманывают друг друга, но всё это происходит внутри нас и в результате мы бываем такие разные, что не можем понять, кто мы есть на самом деле. Это только одна из моделей и не надо ее принимать как окончательную истину.

У Зигмунда Фрейда немножко другие субличности. Есть так называемое Я, есть ОНО и есть Сверх Я. Я – это наше внутреннее сознательное существо, то, что мы можем как-то регулировать и думать за себя. ОНО – это наше подсознание. Например, какое-то влечение, которое мешает нам. У нас есть влечения, тенденции различного рода, в т.ч. и деструктивные. Они мешают нашему сознанию быть людьми в высшем смысле этого слова. Оно и Я взаимодействуют и в результате возникает напряжение, а отсюда – неврозы, страхи и различные психологические проблемы. Есть еще Сверх Я – это Я, которое определяется воспитанием, обществом, моралью и т.п.

Таким образом, у нас есть различные субличности. Их можно открывать и открывать. Например, есть субличность Я – культурное.

Пример. Какой-нибудь вор, бандит, рецидивист или преступник-наркоман, может воспитывать своего любимого ребенка. В эти мгновения он забывает, что является преступником, превращаясь в “культурного и доброго папу”. И это действительно так. Всё деструктивное уходит, “папа” не похож на преступника. Он говорит хорошие, правильные вещи, которые он где-то вычитал, увидел и в этот момент проявляется его культура, потому что перед ним его родной ребенок. Не может же он с ним общаться на языке “по понятиям”. Значит, в нем говорит его культурное Я. Но уже вечером этот “папа-наркоман” пойдёт на преступление, грабить квартиру, так как уже иссякли деньги, необходимые для покупки наркотика.

Есть у нас ещё Я – межличностное. Ведь очень часто в нас сидит Я, которое возникает благодаря оценке и пониманию того, каким нас видят другие, чего они ожидают от нас. Каким меня другие видят, такой я и есть. Например, “свой парень в доску”. Вот парень сидит и думает, что он парень “свой в доску”, по крайней мере для других, хотя он сам для себя, возможно, уже никакой, но в нем есть Я, которое соответствует мнению окружающих. “Он парень в доску, свой” или “парень, который имеет сильные кулаки”. Он может быть неуверенным или уверенным в этом Я, хотя возможно это и не так. Например, есть Я, особенно в студенческой среде, которое можно назвать “ Я необыкновенный” или “Я не как все”. Многие студенты, сидя в аудитории, так и думают: “Вы тут сидите, бурлите, лекцию читаете по манипуляции, а всё равно я самый умный среди вас!” Истоки самоманипулирования лежат в тайне личности о себе. Личность, разоблачившая тайну и познавшая неприглядную истину о себе, обычно теряет интерес к жизни (“А я то думал, что я супермен, а оказывается это не так!”). Именно скрытая тайна о себе нередко движет нами. В этом заложена основа феномена самоманипулирования.

Пример. Жена видела в своем муже, уже вылечившегося от алкоголизма, только алкоголика. Она не верила, что он вернулся к своему прежнему состоянию. А он верил её оценке и поэтому это межличностное Я (“Ты всё равно алкоголик”) сильно давило на мужчину и он вновь запил.

Пример. В той же ситуации другого мужчину воспринимали как нормальную, сильную и уважаемую личность, и мужчина десятки лет не потреблял.

Эти вышеперечисленные Я у нас все время конфликтуют, взаимодействуют. Они соединяются и образуют нечто единое – внутриличностное Я. Представьте себе, в вас кричит этот хор разного Я. Кричит настолько, что вы не знаете иногда, как себя вести, вы беретесь за голову: а где же Я, а кто же Я?! И в результате личность порой теряет некую целостность. Она не понимает себя. Не понимает, как себя вести. Другое дело, если у личности есть какой-то один стержень, а все остальные Я как бы надстраиваются над ним. А если такого стержня нет и личность сумасбродна в своих проявлениях, то у этой личности отсутствует целостность. Такой личностью, конечно, легко манипулировать, её легко поддеть на какой-нибудь крючок и повести. Такая личность является лакомым кусочком для различных манипуляторов.

Пример. Наркоманипулятор узнав, что его собеседник является обыкновенным филистёром или “слабаком”, живущим на поводу своих сиюминутных желаний, т. е. бичует и ничем не занимается, ведя беспорядочный образ жизни, выбрал его в качестве очередной жертвы. Он поручил ему дело, не требующее напряжений, но дающее большую прибыль. Это дело оказалось преступным. Лишь позднее, узнав об этом, жертва начала сильно переживать. На почве этого стресса наркоманипулятор постепенно приучил жертву к потреблению наркотика.

6.13. Субъект и объект в манипуляции

Когда мы говорим о феномене самоманипуляции, то говорим в первую очередь о том, что внутри нас есть различные составляющие, которые борются, “конфликтуют и обманывают друг друга”. В этом, на наш взгляд, заложена иллюзионная сущность человека, из которой вырастают феномены самоманипулирования, самообмана, которые на определённом этапе выходят наружу в виде обмана и манипуляции над другими людьми. Таким образом, личность может к себе-субъекту относиться как к объекту. И действительно, есть некоторые личности, которые к себе относятся как к объекту.

Пример. Один молодой человек как-то так и сказал: “Я вот такая машина, которую надо заправить пивом. Я если сейчас заправлюсь, то буду хорошим и добрым и мама будет мною довольна”.

Таким образом, этот молодой человек какой-то объект для себя, как машина. Его такая предсказуемость устраивает. Он к себе относится как к объекту, который “я могу регулировать с помощью пива”.

Пример. Другой молодой человек сказал о себе иначе: “Я за себя не ручаюсь, вот выпью и становлюсь человеком. Вот поддам немного, я более-менее могу общаться”.

А есть другие противоположные примеры, когда человек относится к себе как к субъекту, т. е. к мыслящему и чувствующему существу. Он говорит иначе: “У меня стресс, и пиво я пить не буду. Я вот лучше сам себя сейчас поглажу и успокоюсь”. Так он начинает себя гладить и, образно говоря, причёсывать свои мысли “некоей расческой”. И, действительно, берёт себя в руки и без пива успокаивается. В этом случае молодой человек отнесся к себе как к субъекту.

6.14. Самоманипуляции и иллюзии личности

Ранее мы дали определение манипуляции как процессу искусственного создания личностью иллюзий о себе и об окружающем мире. В таком случае, что будет самоманипуляцией? Процесс, при котором личность искусственно создаёт для себя иллюзии об окружающем мире и о себе ради получения сиюминутного удовлетворения, будем называть самоманипуляцией. Обычно при самоманипулировании личность не может контролировать свои иллюзии потому, что работают некие скрытые от сознания механизмы. Именно поэтому самогипноз и аутотренинг не являются самоманипулированием, представляя собой лишь процесс управляемой саморегуляции. Алкогольное и наркотическое опъянение, в отличие от самогипноза и аутотренинга, являются процессом самоманипулирования, так как личность в этом случае не способна регулировать процесс восприятия иллюзий (опъянения). Алкогольная и наркотическая зависимость также являются самоманипулированием, так как в этом случае личностью “управляет какая-то неведомая сила”, и как бы сознание не говорило, что это вредно, личность всё равно потребляет.

Рассмотрим эти процессы более подробно.

Наркоопьянение до сих пор малоизученный процесс. Личность, потребляя, часто становится для себя (конечно, не для окружающих) очень похожей на собственный идеал. В трезвом состоянии личность не может достичь смыслообразующих целей в силу определённых трудностей, а вот потребив, может стать тем, кем желает стать. Хотя бы в воображении. Когда человек пьян, он как будто всех целей своих уже достиг и ему ничего не надо. Поэтому сейчас многие так и делают. Зачем стремиться к чему-то? Выпил и всё хорошо. Что тут дерзать и мучиться! Иными словами, благодаря потреблению создается иллюзия того, что личность достигла того, чего желает, достигла своего идеала. А это и есть самоманипулирование. Личность всё чаще и чаще погружается в эту иллюзию, и реальный мир её всё меньше и меньше волнует. Так обретается иллюзорный смысл жизни. Выше нами было показано, что манипулированию чаще подвергаются личности, у которых нет внутренней целостности. Поэтому наркомании и алкоголизму, как особой форме самоманипулирования, подвержены чаще всего личности, в которых нет целостности и “некоего стержня”. Обычно такой личностью является не сформировавшаяся личность. Ею может быть подросток. Ему наливают в детстве, и, конечно же, он легко поддается воздействию. Именно поэтому мы будем рассматривать проблему этих деструктивных зависимостей, как наркомания и алкоголизм, в разных аспектах. С одной стороны, как не подвергаться воздействию со стороны наркоманипуляторов, которые вас могут вовлечь в наркоманию. С другой стороны, как себя уберечь, сохранить целостность, не потерять себя в начале своего жизненного пути. А когда что-либо теряется, его обычно подбирают другие. Подбирают кто угодно: преступники, наркодельцы, наркоманы с большим стажем и т.д. Поэтому, чтобы нас у себя не украли, мы должны сохранить в себе некую целостность, некий стержень. Когда мы имеем в себе много самоманипулирования, мы развиваемся в деструктивном направлении. Если преобладает саморегуляция, то мы берём себя в руки и не подвергаемся манипулятивным воздействиям как извне, так и изнутри себя.