Самосознание. Предназначение
Для любой живой системы(ЖС), в том числе и длячеловеческого индивида, как организма, основной, высшей целью, принадлежащей к индивидуальным иерархическим системам ценностей(ИСЦ), является самосохранение. Это основное осознаваемое назначение любой ЖС, как организма. Ноявляется ли это назначение единственным, а главное какова цель, смыслэтого назначения? Иначе говоря, существует ли более высшая цель? Существует ли некая высшая иерархическая система целей, в которую ИСЦ любыхЖС, в том числе человеческих индивидов входят в качестве подсистем? И,наконец, имеет ли какое-нибудь назначение, цель или смысл существованиевсего живого, всей биосферы Земли, или же жизнь случайное, аномальноеявление во Вселенной и поэтому обреченное на исчезновение? Не зная природу генезиса живых систем, трудно, если вообще возможно, хоть в какой-то степени найти ответы на эти многочисленные вопросы. Все известныепредставители живых систем, кроме человека, обходились и обходятся безответов на эти вопросы. Эти вопросы поставлены человеком и только благодаря тому, что он, по какой-то причине, оказался наделен самосознанием.
Естественно человека в первую очередь волнует вопрос о смысле и целиего существования. Человек с развитым самосознанием не может воспринимать в качестве основной, высшей цели своего онтогенеза (от греч. on, род п. ontos — сущее и ...генез) индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем 1866) такие свои функции как самосохранение и размножение. Он неизбежно понимает, осознаетих, как некоторое средство, необходимое для реализации определенного, ноне осознаваемого на формализованном уровне, назначения. По этому поводуу Ф.М.Достоевского есть достаточно лаконичное и образное высказывание:«...тайна Бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, длячего жить».
Когда обсуждается проблема смысла, цели существования человеческогоиндивида, то всегда имеется в виду некая цель, которая принадлежит какой-то высшей иерархической системе Мета-ИСЦ (от греч. meta — между, после, через), в которую ИСЦ любых ЖС,включая человека и все человечество, входит в качестве подсистем. Индивид, осознав, благодаря самосознанию, себя, свой онтогенез, а тем самымсвою индивидуальную ИСЦ, стремиться сформировать образ этой Мета-цели,т.е. образ цели, принадлежащей следующему уровню иерархии, цели, находящейся за пределами его ИСЦ, которая должна ориентировать ее нужным образом.
Очевидно, что если нет Мета-цели, то для каждого индивида существуетопределенное множество способов адекватной реализации своего онтогенеза.Если же Мета-цель существует, то в этом случае адекватным будет уже другое множество способов этой реализации. Последнее множество может бытьвложенным подмножеством первого, но не исключен вариант, когда эти множества только частично перекрываются. Так или иначе, ясно, что проблемасмысла существования человека, как и всего живого, возникла или скореепроявила себя, благодаря только такому специфическому качеству психикичеловека, как самосознание. Благодаря этому качеству человек получилвозможность не только наиболее эффективно достигать те или инные целисвоей индивидуальной ИСЦ, но и осознать эти цели, осознать целенаправленность всех процессов своего онтогенеза.
Природа самосознания не позволяет воспринять, скорее исключает возможность существования некоторого комплекса (системы) целенаправленныхпроцессов, реализация которого, в итоге, была бы не целенаправленной,т.е. не имела бы определенной цели. Как уже отмечалось, иерархическаясистема целенаправленных процессов (ИСП), реализующая в своей совокупностионтогенез индивида, находится в определенном соответствии с его индивидуальной ИСЦ. Очевидно, что снизу вложенность ИСП ограничена и на каком-то самом нижнем уровне членения происходит смена рода, т.е. процессы становятся направленными. Такое ограничение допустимо, т.к. любая иерархическая система (ИС) в процессе своего целенаправленного функционирования может должным образом оперировать необходимыми для нее направленными процессами.
Если согласиться с утверждением, что ИС принципиально, фундаментально отличаются от физической системы (ФС) и никаким образом не сводятся к ним (но основываются на них), то смена рода сверху совершенно не понятна. Не может иерархическая структура информационных систем входить в качестве элемента в неинформационную, физическую систему, а тем более не входить ни в какую систему, т.к. ограничение любой вложенности сверху представить совсем невозможно. Такое понимание природы ИС, а следовательно ЖС, лежит в самой основе самосознания. Поэтому, осознав некий верхний уровень иерархии целенаправленных процессов, самосознание неизбежно стремится сформировать образ цели следующего уровня для последующего его осознания или отображения на практике. Иначе говоря, самосознание стремится сориентировать весь комплекс ИСП, а следовательно ИСЦ, индивидума на некоторую высшую цель, находящуюся вне этого комплекса, т.е. придать ему определенную целенаправленность, которая, в свою очередь, формирует всю структуру и приоритеты шкал этих систем.
Вырисовывается определенная взаимосвязь проблемы существования смысла, цели жизни индивида, т.е. проблемы существования Мета-цели, с проб лемой генезиса и эволюции живой материи.
Если принять гипотезу, что ЖС являются изначальными фундаментальными формами материи, т.е. если в Бытие всегда существовали информационные, целенаправленные процессы, то жизнь человека, как некое «глобальное» поведение, также целенаправленна, иначе говоря, имеет некоторую цель (речь идет о Мета-цели). Если же допустить возможность эволюции ФС в ЖС, по чисто физическим причинам, т.е. нецеленаправленно, то в этом случае возможно представить две противоположные альтернативы: жизнь человека и существование человечества целенаправленны или же они не имеют никакой цели, никакого смысла, т.е. онтогенез каждого индивида и филогенез человечества являются направленными процессами.
Первый вариант возможен, если инициализация целенаправленного эволю ционного процесса живых организмов на Земле осуществлена и реализуется некой Мета-ИС, которая была ранее сформирована по некоторым, неизвестным, может быть и физическим причинам. Тогда все рассуждения о значимости сути, цели жизни человека остаются в силе и имеют определенный смысл.
Во втором случае, если принять гипотезу, что человек как и все живое, возник в процессе развития ФС в ЖС по сугубо физическим, в частности случайным, причинам, то рассуждать о сути и цели жизни человека совершенно бессмысленно. Тогда, с телеологических позиций нет никакой разницы между человеком, любым живым организмом, да и любым неодушевленным объектом. В связи с тем, что науке не только не известны, но ею и не до пускаются никакие функциональные физические причины эволюции ФС в ЖС, то в этом случае возможен только один сценарий: в случайно возникшей цепочке случайно эволюционирующих живых организмов случайно возникло звено человечества, в котором случайно из небытия возникают отдельные индивиды для того, чтобы, «проев свою порцию пищи» и создав потомство, состоящее опять же из случайных индивидов, исчезнуть в том же небытие.
Многовато «случайностей» не правда ли? Если эта неприглядная, скорее мрачная, картина хоть в какой-то степени соответствует реальности, то никакие, сформированные формально-логическим мышлением, цели жизни человека не смогут «вытравить» из сознания, подсознания человека знание о бессмысленности и буквально мгновенности его жизни. Это знание подспудно всегда будет формировать соответствующим образом весь жизненный путь че ловека, отдаст его во власть животных инстинктов, проявление которых может быть каким-то образом закомуфлировано для сохранения каких-то социальных связей, или же может проявляться в своем «чистом» виде.