Смекни!
smekni.com

Тревожность и мотив достижения (стр. 5 из 22)

В опыте участвовали 90 человек – все студенты, по профессии будущие филологи. По проведении эксперимента из дальнейшего анализа было исключено 18 протоколов, т.е. все протоколы студентов-мужчин и неполные протоколы (4). Таким образом, анализировались результаты 72 девушек в возрасте от 20 до 23 лет.

Результаты

Хотя исследователи и предполагали, что описанные в словесных портретах люди (персонажи А и В) окажутся небезразличными для наших испытуемых, все же пристрастность, с которой они писали о персонажах, превзошла их ожидания. В целом 96% испытуемых спонтанно выразили то или иное отношение к персонажам в процессе ответов на вопросы о мотивах учебы и общения. По характеру отношения к персонажам А и В всех испытуемых оказалось возможным разделить на четыре группы.

Испытуемые первой и самой многочисленной группы (28 человек) к персонажу А (их собственный словесный портрет) выразили симпатию и неуважение, а к персонажу В (портрет с противоположными личностными качествами) – уважение и антипатию. Отношение к персонажам варьировало от одного индивидуального случая к другому в рамках обеих осей "симпатии – антипатии" и "уважения – неуважения". Инвариантным, однако, оставались большая близость и симпатия к А-персонажу и большее уважение к В-персонажу.

Анализ и обсуждение результатов

Итак, по характеру спонтанно выраженного отношения к персонажам испытуемых удалось классифицировать в четыре группы. Как уже отмечалось, пристрастность, с которой испытуемые писали о "персонажах, отчетливость эмоционально-ценностного отношения, выраженного к ним, на первый взгляд кажутся неоправданными и неожиданными и, особенно если сопоставить эту эмоциональную насыщенность описаний со скупостью исходной информации, заключенной в портретах. Объяснение кроется в самом характере процедуры. В портрете может оказаться значимой для испытуемого всего одна какая-нибудь черта, всего несколько слов, да и сам портрет может состоять из одной строки. Но если эта черта значима для испытуемого, входит в его "Я-концепцию", то в ответах об этом персонаже он как бы наращивает плоть на тот скелет, на который лишь намекает портрет. В результате чем больше испытуемый приписывает персонажу, тем реальнее он для него становится. В конце концов испытуемый начинает ссылаться на то, что он сам же приписал как на якобы объективно присутствующее в портрете-с этим фактом мы не раз сталкивались при анализе протоколов испытуемых. Апогея этот процесс достигает тогда, когда испытуемый додумывает взаимоотношения з триаде, т.е. в конце эксперимента.

Ситуация напоминает известный миф о Пигмалионе и Галатее: как и у скульптора Пигмалиона, по мере работы над статуей Галатеи просыпается чувство к ней, так и наши испытуемые, описывая персонажи, постепенно одушевляли их и начинали испытывать к ним чувства. Разница, однако, в том, что возникающее чувство отнюдь не всегда оказывалось любовью – не так-то легко сделать Галатею прекрасной и п ривлекательной.

В нашу задачу, однако, не входило изучение творческих способностей наших испытуемых. Напротив, задачей было понять "проницательность" испытуемых и их творчество как форму, в которой выражается их самоотношение. В какой мере отношение к синтезированным псевдодругим, приписанные им особенности, прогноз взаимоотношений с ними выражают самосознание испытуемых? При этом центральный для нас вопрос-это вопрос о том, является ли отношение, выраженное к персонажам, проекцией отношения к себе, и если да, то как можно понять структуру проекции и структуру лежащего за ней отношения к себе?

Итак, отношение к себе проецируется в форме отношения к другому, т.е. в форме отношения к персонажам. Испытуемые идентифицируются со сходным персонажем и делают это либо сознательно, либо неосознаваемо. В первом случае в отношении субъекта к персонажу так или иначе проявляется симпатия, во втором – отношение и к сходному персонажу не только неуважительно, но и антипатично. Результаты анализа можно свести в табл. 1, воспользовавшись выделенными Д.Холмсом осями.

Сознаваемость отношения к себе Объект отношений
"Я"-черты – "не Я"-черты – отношение Я к А – отношение Я к В
Сознаваемое I симпатия – неуважение – антипатия – уважение
Сознаваемое II симпатия – уважение – антипатия – неуважение
Сознаваемое IV симпатия – уважение – симпатия – уважение
Неосознаваемое III антипатия – неуважение – симпатия – уважение

Таблица 1. Типы отношения субъекта к имеющимся у него ("Я"-черты)
и отсутствующим ("не Я"-черты) личностным чертам

В табл. 1 отражен характер отношения к персонажу в терминах "симпатия-антипатия", "уважение-неуважение".

Отметим, что типы проекции, полученные в клетках таблицы, лишь аналогичны, но не идентичны предложенным Д.Холмсом. Различие, как уже указывалось, состоит в том, что подмена происходит на полюсе объекта, а не субъекта. Можно считать, что речь идет о новом проективном показателе, применимом именно к исследованию самосознания.

Описанная экспериментальная процедура позволяет выявлять, однако, не только то, как испытуемые относятся к своим двойникам и антидвойникам. Существуют по крайней мере еще четыре экспериментальных показателя, характеризующих самосознание субъекта: 1) испытуемые приписывают персонажам отношение к себе; 2) испытуемые приписывают персонажам мотивы, потребности, жизненные планы, черты личности; 3) испытуемые непосредственно выражают отношение к себе, отвечая на вопросы о мотивах от собственного лица; 4) испытуемые ожидают отношение к себе со стороны персонажей, предполагают взаимоотношения между ними и между собой и каждым персонажем.

Первые два показателя являются проективными в традиционном смысле термина. Поскольку испытуемые идентифицируются с персонажами, то и приписанная им самооценка характеризует самих испытуемых. Третий показатель – прямое самоотношение – не является проективным в строгом смысле термина, испытуемые говорят про себя и могут до известной степени дозировать и регулировать "самоподачу". Наконец, четвертый показатель наиболее выпукло раскрывает диалогическое строение самосознания, включая в себя проекции обоих типов: и со сменой объекта, и со сменой субъекта.

Охарактеризуем данные, основанные на анализе некоторых из этих показателей.

Приписывание самооценки

Собственное отношение к персонажам, спонтанно проявляющееся в ответах на вопросы о мотивах, выпукло и отчетливо. Весь текст как бы подчеркивает: "вот человек, достойный уважения и симпатии", или "вот человек, уважения не достойный и симпатии не вызывающий". Самоотношение, приписываемое персонажам, менее выпукло, скорее можно говорить лишь о приписывании самооценки.

Испытуемые первой группы приписывают схожим персонажам (А) – низкую, а несхожим персонажам высокую самооценку, которая в изображении испытуемых превращается часто в самоуверенность, высокомерие.

Испытуемые второй группы приписывают сходным персонажам, как правило, высокую самооценку, которую те и заслуживают, по их мнению. Если же упоминаются моменты, характеризующие самооценку А-персонажа невысоко, то испытуемые как бы убеждают читателя, что самооценка А занижена. Приписывание самооценки В – сложнее. Наиболее типичный вариант – это приписывание В-персонажам высокой самооценки, которую, по мнению испытуемых, те не заслуживают. Так, одна испытуемая пишет о персонаже В: "Она считает, что в перспективе добьется высокого положения; это высокомерный человек, думающий о себе лучше, чем есть на самом деле". Другая испытуемая, отмечая достаточно высокую самооценку В-персонажа как будущей жены, дает такой комментарий: "Ей подошел бы любой мужчина без патологии". Вот еще характерные отрывки: "В отношении к себе Людмила совершенно спокойна, возможно, она считает свои отношения с другом (мужем) одолжением со своей стороны. Достойную роль мужа для нее выполнил бы человек, полностью перестроивший ее взгляд на жизнь, хотя, с ее точки зрения, это ей не подошло бы". Иногда испытуемые как бы предполагают, что незаслуженно высокая самооценка в будущем станет более адекватной. Так, испытуемая пишет: "Она считает, что добьется высокого положения, но в перспективе будет удовлетворена существующим положением". В некоторых случаях испытуемые приписывают В-персонажу просто низкую самооценку, например, "свои профессиональные перспективы оценивает трезво".

Испытуемые третьей группы приписывают А-персонажу либо низкую самооценку, либо неадекватную высокую.

Так, одна испытуемая пишет про А-персонаж: "Себя оценивает низко, ничего дать другу не может, будет раздражительной женой". Иногда низкая самооценка приписывается косвенно, через такие характеристики, как отсутствие стремлений к профессиональному успеху, к творчеству, приземленность и конформизм. В других случаях испытуемые указывают на неадекватную самооценку: "Эта девушка будет любить себя в науке, а не науку в себе"; "Будущее этого человека между неудачником и средним человеком, т.е. она думает, что успех может прийти сам собой, как объективная закономерность достигнутых вершин". Иногда собственное отношение испытуемого к персонажу и приписанная ему самооценка выглядят как одно целое. Испытуемый как бы старается сказать: "Ну что, кроме презрения, заслуживает этот человек, который жалок, чувствует себя таким, хотя иногда еще на что-то надеется". Вот яркий пример такого текста: "Она ищет в будущей специальности не возможности экспериментировать, не творческий момент, а стабильность, прочную основу. Она не переоценивает свои профессиональные перспективы. В будущем скорее всего будет работать в библиотеке, чтобы иметь много свободного времени (для того, чтобы отдаваться своим мелким поверхностным увлечениям). Они ей нужны для того, чтобы считаться интересным человеком в компании. Она не способна к профессиональному успеху и не будет к нему стремиться. В общении с мужчинами она стремится понравиться тому, с кем общается. Она могла бы выйти замуж за нелюбимого человека, лишь бы он дал ей "твердую почву", которую она хочет обрести во всем. Мужа она представляет сильным и умным, но вряд ли она может понравиться такому мужчине".