Смекни!
smekni.com

Зоопсихология и сравнительная психология (стр. 1 из 3)

Глава 1. Право и правовая культура: истоки и основные проблемы...11

Глава 2. Правовая культура и ее ментальные основания...29

2.1. Правовая культура: сущность, структура, функции...29

2.2. Правовая культурам правовой менталитет...48

2.3. Правовая культура и ментальные основания

общественной жизни...64

Глава 3. Правовая культура современного российского общества...83

3.1. Состояние правовой культуры в условиях

существующих реалий...83

3.2. Перспективы эволюции правовой культуры

и ее ментальных ценностей...100

33. Правовая культура: свобода и достоинство

человеческой личности...116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...131

БИБЛИОГРАФИЯ...1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном обществе закономерно возрастает значимость правовой культуры как важнейшего компонента общей культуры общества и человека. Это определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе развития системы общественных отношений и институтов, в формировании мировоззренческих позиций личности, ее ценностных установок. Не случайно социально-этические проблемы права и правовой культуры издавна привлекали внимание многих мыслителей-философов и социологов, правоведов и педагогов, историков и культурологов. Однако, несмотря на то, что проблемами права занимались многие выдающиеся мыслители, в том числе и наши соотечественники, несмотря на целый ряд глубоких концепций, раскрывающих важнейшие аспекты правового бытия общества и признанных сегодня классическими, теоретическое осмысление права, в том числе и правовой культуры, и в наше время не менее актуально, чем в прошлом. Более того, в новом тысячелетии осмысление правовых проблем, теоретических и практических, приобретает еще большую злободневность.

Первопричины этого видятся, прежде всего, в том, что современная техногенная цивилизация находится в состоянии глобального духовного кризиса. Этот кризис не мог не коснуться и такого существенного элемента духовного, как право. В целом наблюдается эрозия права в различных его формах и тенденциях как цивилизирующего фактора жизни общества и человека. Процесс нарастающей девальвации ценностей общественного сознания во многом связан с деформацией ценностно-нормативной системы общества, с размыванием и девальвацией социально-позитивных ценностей, установок, стереотипов поведения, нравственных идеалов людей, что особенно характерно для современного российского общества. Образовавшийся духовно-ценностный

вакуум заполняется ценностями и нормами криминальной среды, элементами преступной субкультуры. Широкое распространение получило аправовое сознание. Во внутригосударственных (да и международных) отношениях приоритет все чаще отдается грубой антиправовой силе.

В свете сказанного весьма актуальной задачей является теоретико-философский анализ правовой культуры, ее специфики, места и роли в утверждении и укреплении правовых отношений между людьми. Правовая культура является интегральной частью общей культуры общества. Именно этим обусловлена необходимость широкого подхода к исследованию данного феномена. Он позволяет выявить не только универсальные по своей сути детерминанты правовой культуры, ее истоки и основания, но и ее многообразные связи с конкретно- историческими особенностями развития того или иного социального организма.

Если данные вопросы актуальны в контексте всей современной цивилизации, то для нашего общества они актуальны вдвойне, ибо эти общецивилизационные проблемы усугубляются здесь специфическими особенностями современного состояния российского общества. Одна из главных причин сложившейся ситуации - неполйая и противоречивая реализация правовой подсистемой общества ее гуманизирующей функции.

Степень разработанности проблемы. Философским проблемам права и правовым отношениям посвящено значительное количество работ. Наиболее исследованы интегративные функции права (Т. Гоббс, Г. Гегель, И. Кант, Дж. Локк и др.) Этим проблемам посвящен и ряд работ русских философов и правоведов (Вл. Соловьев, А. И. Ильин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. Петражицкий, В. Н. Чичерин, В. Н. Синюков, В. В. Сорокин, М. А. Супатаев, Е. А. Чичнева и др.) Что касается правовой культуры, то ее различные аспекты анализируются в работах Ю. А. Агешина, В. Ф. Бородича, Н. Л. Граната, И. А.

Иванникова, В. И. Каминской, И. А. Крыгина, В. Н. Гуляихина, Л. В. Лесной, А. Л. Ликаса, Е. А. Лукашевой, Р. Т. Мухаева, И. Д. Невважай, В. С. Нерсесянца, И. Д. Осипова, В. П. Сальникова, А. П. Семитко, Т. В. Синюковой, Р. О. Халфиной, А. В. Хованской, Я. Шаппа, В. Н. Шевченко и др. Однако необходимо отметить, что в теории правовой культуры существует еще немало дискуссионных вопросов и нерешенных проблем, к которым можно, прежде всего, отнести исследование сущности и структуры правовой культуры, основных детерминант ее функционирования и развития. Намечаются лишь первые подходы к изучению такого важного структурного элемента ее содержания, как ментальная

> компонента, исключительной важности данного феномена в понимании и оценке правовой деятельности, качества нормативно-правовых актов общества, правовой ориентации индивидов в конкретных социально-экономических и духовных условиях, в том числе, и, прежде всего, в условиях современного российского общества. Сегодня в России, к сожалению, еще отсутствует ясно сформулированный философско-правовой комплекс, связанный с оценкой правовой действительности и имеющий проективный характер. Для сегодняшней России самая сложная проблема, как создать с учетом традиционных ментальных ценностей правовое государство, где власть не деспотична^ где она не над

^ правом, не над народом, а подчиняется праву. Главное и самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правотворческой деятельности и правового поведения граждан и представителей властных структур.

Основная цель диссертационной работы - дать социально-философский анализ феномена правовой культуры и ее ментальной компоненты как социокультурного образования в целостном процессе правотворческой деятельности.

В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся следующие основные задачи:

• уточнить смысловое и функциональное содержание правовой культуры и ее ментальной компоненты;

• обосновать целесообразность различения «юридического» (правового) менталитета и ментальных оснований правовой культуры;

• аргументировать положение о том, что ментальные установки и ценности правовой культуры могут выступать при соответствующих условиях своеобразным критерием в определении качественной стороны существующих и издающихся законов;

• выявить основные причины неудовлетворительного состояния правовой культуры в современном российском обществе и предпосылки качественного улучшения правотворческой деятельности;

• обосновать историческую потребность радикального соединения в условиях современной России идеи защиты гражданских прав и свобод личности с соответствующей социальной политикой защиты населения от нищеты и вымирания.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый объект определяется как целостный, многоуровневый феномен. При социально-философском исследовании феномена правовой культуры и ее ментальной компоненты используются также методы сравнительного, структурного, функционального анализов и диалектический метод познания. Теоретической основой и источниками исследования являются труды как представителей классической философско-правоведческой мысли (Т. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля и др.), так и труды отечественных и зарубежных мыслителей (В. Ф. Бородина, И. Д. Невважай, В. С. Нерсесянца, В. П. Сальникова, Т. В. Синюковой, А. П.

Семитко, Р. В. Халфиной, А. В. Хованской, Р. Давида, Кр. Осакве, Яна Шаппа и др.)

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• на основе сложившихся в философии концепций впервые осуществлено социально-философское осмысление феномена правовой культуры в контексте с ее ментальной компонентой, выделены ее содержательные и функциональные параметры;

• установлено, что составной частью правовой культуры, ее ментальной компоненты, выступают исторически сложившиеся обычаи и традиции, отражающие глубинные «пласты» психологии и сознания человека, группы, общества и характеризирующие, помимо всего прочего, высшие ценности человеческой жизни и культуры (и высшие принципы права) - свободу, равенство, справедливость, человеческое достоинство, народовластие и т. д.;

• аргументировано, что ментальные установки и ценности правовой культуры выступают своеобразным критерием в определении эффективности издающихся законов, в соответствующих формах фиксируют степень координации правовой системы с потребностями развития социального бытия человека и общества;

• выявлено, что в современной России еще отсутствует ясно сформулированный философско-правовой комплекс, связанный с оценкой жизни общества и имеющий проективный характер, что существенно затрудняет качественное улучшение состояния правовых отношений;

• обосновано, что высшим проявлением правовой культуры, ее ментальных ценностей является та правотворческая деятельность общества, при которой право становится властной силой, т. е. общеобязательным законом, а публичная властная сила (с ее возможностями принуждения и насилия) - справедливой государственной властью.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

• правовая культура представляет собой специфическую нравственно-психологическую и интеллектуальную форму определения качественного состояния правовой действительности общества и поведения индивидов, степень и характер выражения в правовой системе исторически сложившихся ментальных традиций и ценностей человеческой жизни. Данная трактовка правовой культуры в неразрывной связи с ее ментальной компонентой особо важна в теоретическом и практическом отношениях при нормативном определении права, которое, наряду с положительным, содержит в себе и существенные негативные стороны права. Это проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития;