Психологические орудия
По теории Выготского, в психических процессах человека следует различать два уровня: первый – это разум, «предоставленный самому себе»; второй – это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. Точно так же следует различать два уровня практической деятельности: первый - это «голая рука», второй – это рука, вооруженная орудиями и вспомогательными средствами. При этом как в практической, так и в психической сфере человека решающее значение имеет именно второй, орудийный, уровень. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем «натуральных», а второй уровень – уровнем «культурных» психических процессов. «Культурный» процесс – это натуральный процесс, опосредованный своеобразными психическими орудиями и вспомогательными средствами.
Что такое психологические орудия? Краткий ответ Выготского: это знаки. Пояснить это можно на примере произвольной памяти.
Предположим, перед субъектом стоит задача запомнить какое-то содержание, и он с помощью специального приема это делает. Человек запоминает иначе, чем животное. Животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека запоминание оказывается специально организованным действием. Каково содержание этого действия?
Рассмотрим вслед за Выготским такой распространенный прием, как завязывание узелка «на память»: человеку надо что то вспомнить спустя не которое время; он завязывает на платке узелок и, снова увидев его, вспоминает о запланированном деле.
Данный пример весьма типичен. Анализ этнографического материала обнаруживает, что аналогичные способы запоминания широко практикуются у отсталых племен, не имеющих письменности. Исторические материалы свидетельствуют о том же: в одних случаях это были зарубки на дереве и кости разных форм и сочетаний, в других – узелковая знаковая система, достигшая, например, исключительной сложности у инков. Однако главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактором своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса. Эту структуру Выготский изображает с помощью простой схемы.
АХ В
Имеется некий стимул А, и на него требуется дать ответ В. В случае запоминания А – это содержание, которое надо запомнить; В - воспроизведение этого содержания через какой-то промежуток времени и, возможно, в другом месте. Предположим, что содержание А сложное, и непосредственных способностей человека недостаточно для его запоминания. Тогда он «кодирует» его с помощью каких то средств, обозначающихся как Х. По Выготскому, Х – это дополнительный стимул, который связан с содержанием стимула А, то есть является его знаком. Затем Х используется для того, чтобы дать ответ В. Тем самым человек опосредует свой ответ с помощью знака Х. При этом Х выступает как средство запоминания и воспроизведения, то есть как средство психологического орудия, с помощью которого человек овладевает своей памятью.
Генетический аспект концепции Выготского
Важнейшую часть концепции Выготского составляет ее генетический аспект. Откуда берутся средства-знаки? Согласно марксистской концепции, человека создал труд; общение в процессе трудовой деятельности породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий.
Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в интрапсихологические.
Такое превращение Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе этого процесса происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образ).
Таким образом, усвоение, или присвоение, общественно-исторического опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных. Отсюда обучение и воспитание – это общественно выработанные способы передачи человеческого опыта.
Заключение
Культурно-историческая теория Выготского, которую он не успел во многом конкретизировать, была развита его последователями и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной психологии. Два фундаментальных положения этой теории сохраняют непреходящее значение. Это положение об опосредованном характере высших психических функций, или произвольных форм поведения человека, и положение об интеграции как процессе их формирования.
Идея Выготского об интериоризации психологических орудий и способов их употребления была распространена П.Я. Гальперинным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней с сохранением принципиально того же строения(А.Н.Леонтьев)
Сегодня, когда все громче раздаются голоса записных «гуманистов», требующих предоставить развивающемуся ребенку «свободу», возможность «расти в естественном направлении», совсем нелишне вспомнить теорию, которая гласит: подлинно человеческие нормы и ценности никогда не «вырастут изнутри», их необходимо задать извне и помочь их присвоить.
Список использованной литературы
Веб-сайты:
http://imp.rudn.ru/
http://www.ageyev.kz/
http://psy.rin.ru/
http://psi.webzone.ru/
http://ru.wikipedia.org/
Сергей Степанов «Популярная психологическая энциклопедия» М.: ЭКСМО-2003
Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 2005