3. Эффективность запоминания зависит от степени организации ряда в осмысленные
системы (забывание серии бессмысленных слогов протекает гораздо быстрее, чем забывание серии слов, организованных в смысловые структуры).
Механические ассоциации Смысловые ассоциации
десять - норка звонок - урок
шесть - рамка топор - дрова
три - крышка ведро - вода
восемь - невод книга - знание
одиннадцать - дерево спорт - здоровье
два - жало петух - кричать
пятнадцать - книга вина - наказание
четыре - лес труд - отдых
тринадцать - шапка хлеб - соль
семнадцать - ложка солнце - светить
Таблица № 1. Эффективность опосредованного запоминания.
4. Эффективность запоминания материала увеличивается при самостоятельном
мысленном составлении плана. Для этого материал делят на логические части и этим частям дают краткие названия. Таким образом, получают опорные слова или словосочетания, с помощью которых потом можно будет воспроизвести целые блоки информации. На этом же принципе основано изготовление шпаргалок. Изготовление, а не использование. Дело в том, что хорошо изготовленная шпаргалка сама по себе исключает необходимость ее использования.
5. Нужно остерегаться обратного, отрицательного воздействия. Если учить подряд
один за другим сходные предметы , то последующий материал может вытеснить из памяти предыдущий, хотя тот был до этого хорошо усвоен. Для уменьшения обратного, отрицательного воздействия можно посоветовать:
1) не учить подряд сходные предметы,
2) если этого избежать нельзя, то делать перерыв между занятиями сходными предметами (минимум на 15 минут),
3) усваивать по возможности сразу прочно.
Эксперименты , некоторые из которых демонстрируются на лабораторных занятиях, показывают, что сохранение заученного материала в высшей степени зависит от того, чем было заполнено время в промежутке между заучиванием и припоминанием. Так, если этот интервал был заполнен бодрствованием или интеллектуальной работой, особенно гомогенной деятельностью, забывание протекает быстрее. Если интервал заполняется гетерогенной деятельностью или сном – значительно медленнее.
6. Эффективность усвоения зависит от местонахождения материала в ряду. Первые
и последние элементы запоминаемого ряда удерживаются памятью чаще, этот эффект называется фактором края. Удержание и воспроизведение элементов протекает при тормозящем влиянии, которое оказывают отдельные звенья ряда друг на друга. Первые элементы испытывают тормозящее влияние только последних (проактивное торможение) , а последние - только на предыдущих (ретроактивное торможение). В отличие от них средние элементы ряда испытывают тормозящее влияние как со стороны предшествующих, так и со стороны последующих звеньев. Поэтому и воспроизводятся гораздо хуже. Итак,начало и конец информации запоминаются лучше, чем середина , следовательно середину запоминаемой информации нужно повторять отдельно.
7. Эффективность запоминания зависит от прочности заучивания, т.е. от числа безошибочных повторений при заучивании. Число повторений должно быть достаточным. Во время заучивания нельзя успокаиваться на том, что при повторении материала для себя с первого раза не было ошибок. В интересах устойчивости памяти материал нужно повторить еще несколько раз (вспомните механизм долговременной памяти).
8. Если нужно усвоить большой объем информации, то неизбежно возникает вопрос: “Как запоминать, частями или все в целом?” Усваивание по частям быстрее, но при этом нарушается целостность информации. Поэтому рекомендуется использовать комбинированный способ: в основном усваивать по частям, но время от времени повторять все в целом. Эксперименты показали, что результат запоминания зависит и от объема предъявленного ряда. Увеличение предложенного ряда приводит не к возрастанию, а к падению числа удержанных элементов, т.е. к задержке, торможению процесса запоминания.
9. Разделение повторений во времени всегда приносит лучшие результаты, чем концентрированное повторение. Предположим, что для заучивания текста наизусть нужно 8 повторений. Эффективность воспроизведения будет выше, если повторять 8 дней по одному разу, чем в течение 1 дня 8 раз.
10. Эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем эмоционально-нейтральные (безразличные для человека) впечатления. Эффективней запоминается информация, которая человеку интересна, т.к. эмоционально окрашенные впечатления вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры (человек склонен часто возвращаться к ним и они вызывают такое же повышенное напряжение, как и любые незаконченные действия). Но резкие аффективные переживания, мучительные и непереносимые для субъекта, могут активно тормозиться, “вытесняться” из сознания и забываться субъектом.
11. В случаях, если материал не поддается логической переработке, можно использовать специальный прием - создать искусственные ассоциации, как например запоминают последовательность цветов спектра ( Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны).
Воображение: виды и формы проявления.
В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительными представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи, больше вовне. Человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.
Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря способности предвидеть, человек может как бы «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Психологи, изучающие творческое воображение, выделяют две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новые сочетания. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции: например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.