Результаты исследования и их обсуждение
Из всех полученных нами результатов мы видим, что самодеятельный театр влияет на своих актеров. Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что самодеятельный театр делает своих актеров более эмоциональными, возможно, в самодеятельный театр идут люди эмоционально более развитые. Хотя, безусловно, он помогает их развитию, он влияет на их жизнь, поскольку помогает в общение, потому что любое творчество непосредственно связано с мышлением человека. Самодеятельный театр влияет в некоторой степени на эмоциональную сферу своего зрителя, поскольку, когда человек смотрит хорошо поставленный спектакль с хорошей игрой актеров, то он заражается настроением этого спектакля, начинает размышлять над его смыслом. И таким образом, зрителя переполняют чувства после просмотра хорошего спектакля и, безусловно, впечатления от спектакля влияет на эмоциональную сферу зрителя.
Выдающиеся актеры имеют дар свыше и идут творить на сцене, но у детей, которые приходят в самодеятельный театр развивают определнные личностные качества, которые нужны им как на сцене, так и в жизни.
Исходя из моей предыдущей работы и анализа работы З.Л. Рыжковой, которая проводила опрос срези актеров ТЮЗа и театрального института, следует, что актер должен обладать: терпением, уверенностью в себе, коммуникабельностью, раскрепощенность, смелостью, энергичностью, фантазией, чувством юмора, памятью, внимательностью, наивностью, интеллектом, талантом, трудолюбием, пластичностью, гибкостью, силой воли. Таким образом, если человек хочет развить в себе какое-либо качество он может воспользовать многочисленными актерскими тренингами. Актерское искусство не только талант, но и упорная каждодневная работа.
В настоящее время есть способы воздействия на свое подсознание, способы управления своей психикой, и тогда надо искать их. В жизни есть и неожиданные порывы чувств, и автоматизм привычного поведения, и умелые штампы, и неумелое наигрывание несуществующих переживаний, и моменты органичного действия "от себя", и не менее убедительные моменты жизни "в образе", и биение горячей мысли, и бездумные фальшивые слова. Актерская игра сплетена из жизненных звеньев. Каждое из них воспроизведение жизни. Например, с достаточной ли полнотой раскрываются в актерской работе эмоциональные стороны человеческого организма? Не способен ли организм, нервная система человека, этот актерский инструмент, на большее, если умело с ним обращаться? Не заняться ли исследованием того, как творческая тренировка отдельных органов чувств влияет на общее состояние эмоциональной и мыслительной сфер актерского инструмента. Естественно, актеру надо, например, развивать наблюдательность. Наблюдательность – это умение не только смотреть, но и видеть. Тренировать ее – значит учиться видеть, а не простосмотреть, приучиться постоянно, наблюдать и сделать эту привычку жизненной потребностью. Да, сегодня уже ясно, что человек обладает не только традиционными "пятью чувствами", но еще и многими иными, не традиционными, и даже – предполагаемыми. Все же сохраним этот нынешний психофизиологический ориентир. В трудной, кропотливой работе актера над психотехникой должен помнить настойчивое требование Станиславского: познайте свою природу, дисциплинируйте ее! Стремясь к наиболее полному охвату всех сторон психотехники, актер будет пользоваться упражнениями из разных разделов в произвольном порядке, в зависимости от различных задач, возникающих именно в данной группе или у данного актера. Главное – понять, усвоить цели актерского воспитания, помочь осуществлению сверхзадачи самовоспитания актера: раскрыть и как можно более полно развить свои творческие возможности![6]
Выводы и результаты:
1. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше различают других людей эмоции.
2. Эмоциональная сфера людей, занимающихся самодеятельным театром, развита сильнее, чем у людей, не занимающихся самодеятельным театром
3. Люди театра имеют более высокий уровень эмпатии, а как следствие они лучше могут понять других людей.
4. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, имеют более высокий уровень тревожности.
Список литературы:
1. Бойко В.В.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991.
3.Выготский Л.С. Психология искусства М., 1998.
4. Вилюнас В.К., Гипперейтер Ю.Б. Психология эмоций М.,1993
5. Гамезо М.В., Дамашенко И.А. Атлас по психологии М., 1986.
6. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности С., 2001.
7. Лук А.Н. Эмоции и личность М., 1982.
8. Макаренко Ю.А. Мудрость чувства М., 1970.
9. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни М., 1978.
10. Станиславский К.С. Работа актера над собой М., 1954.
11. Якобсон П.М. Психология чувств М., 1989.
Приложения
Сводная таблица по определению эмпатии
Таблица №1
48..50 | 51..53 | 54..56 | 57..59 | 60..62 | 63..65 | 66..68 | 69..71 | 72..78 | 79..82 83..86 | 83..86 | ||
2 | 2 | 7 | 8 | 4 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 1 | 0 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 5 | 3 | 8 | 0 0 | 1 |
Сводная таблица по уровню тревожности
Таблица №2
9..11 | 12..14 | 15..17 | 18..20 | 21..24 | 25..27 | 28..30 | 31..33 | 34..36 | 37..38 | |
2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 6 | 1 | 7 | 3 | 2 | 2 |
1 | 5 | 7 | 8 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сводная таблица по уровню алексетимии
Таблица №3
38..41 | 42..45 | 46..50 | 51..56 | 57..60 | 61..65 | 66..70 | 71..76 | 77..80 | 81..86 87..93 | 87..93 | |
2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 5 | 5 | 1 | 3 | 1 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 | 7 | 4 | 6 2 | 2 |
Сводная таблица по методикам для 1 группы
Таблица №4
актеры | пол | возраст | эмпатия | тревога | эмоции | алекситимия | |
1 | М | 18 | 82 | 34 | 18 | 83 | |
2 | М | 19 | 78 | 38 | 17 | 75 | |
3 | Ж | 18 | 66 | 29 | 18 | 72 | |
4 | Ж | 18 | 71 | 22 | 18 | 84 | |
5 | Ж | 18 | 70 | 30 | 18 | 73 | |
6 | Ж | 17 | 78 | 27 | 19 | 60 | |
7 | Ж | 17 | 61 | 28 | 19 | 76 | |
8 | Ж | 19 | 65 | 27 | 17 | 68 | |
9 | Ж | 17 | 67 | 22 | 18 | 92 | |
10 | Ж | 17 | 86 | 32 | 20 | 82 | |
11 | Ж | 17 | 78 | 37 | 16 | 81 | |
12 | М | 15 | 57 | 27 | 19 | 71 | |
13 | Ж | 15 | 67 | 25 | 20 | 72 | |
14 | Ж | 15 | 67 | 35 | 21 | 71 | |
15 | М | 49 | 73 | 32 | 19 | 78 | |
16 | Ж | 16 | 68 | 23 | 18 | 69 | |
17 | Ж | 15 | 69 | 25 | 20 | 65 | |
18 | Ж | 16 | 65 | 25 | 18 | 82 | |
19 | Ж | 16 | 79 | 29 | 17 | 80 | |
20 | Ж | 15 | 78 | 30 | 19 | 78 | |
21 | Ж | 15 | 78 | 25 | 18 | 81 | |
22 | Ж | 15 | 75 | 28 | 18 | 58 | |
23 | Ж | 18 | 76 | 31 | 19 | 80 | |
24 | Ж | 18 | 62 | 23 | 18 | 93 | |
25 | Ж | 18 | 64 | 28 | 19 | 68 |
Сводная таблица по всем методикам для 2 группы
Таблица №5
№ | Пол | возраст | тревожность | эмоции | алекситимия | эмпатия |
1. | Женский | 16 | 20 | 12 | 59 | 59 |
2. | Женский | 16 | 26 | 9 | 66 | 60 |
3. | Женский | 16 | 13 | 8 | 64 | 48 |
4. | Женский | 17 | 9 | 8 | 60 | 51 |
5. | Женский | 17 | 10 | 16 | 77 | 56 |
6. | Женский | 17 | 19 | 9 | 45 | 49 |
7. | Женский | 17 | 17 | 5 | 38 | 53 |
8. | Женский | 18 | 12 | 4 | 50 | 48 |
9. | Женский | 18 | 9 | 3 | 68 | 55 |
10. | Женский | 19 | 24 | 6 | 56 | 54 |
11. | Женский | 18 | 15 | 7 | 72 | 53 |
12. | Женский | 18 | 9 | 8 | 59 | 53 |
13. | Женский | 18 | 15 | 12 | 66 | 58 |
14. | Женский | 18 | 14 | 11 | 85 | 62 |
15. | Женский | 19 | 27 | 3 | 77 | 54 |
16. | Женский | 15 | 14 | 7 | 52 | 53 |
17 | Женский | 17 | 12 | 8 | 65 | 52 |
18. | Мужской | 15 | 14 | 4 | 60 | 56 |
19. | Мужской | 49 | 27 | 7 | 68 | 55 |
20 | Женский | 15 | 17 | 8 | 70 | 49 |
21. | Женский | 15 | 16 | 5 | 60 | 48 |
22. | Мужской | 18 | 13 | 4 | 58 | 51 |
23. | Мужской | 19 | 10 | 6 | 61 | 52 |
24. | Женский | 15 | 16 | 7 | 65 | 54 |
25. | Женский | 16 | 16 | 5 | 66 | 54 |
Сводная таблица по определению эмоций
Таблица №6
актеры | Зрители | |
1.брезгливость | 35 | 28 |
2.Любопытство | 18 | 13 |
3.Грусть | 29 | 18 |
4.Страх | 34 | 30 |
5.Горе | 37 | 30 |
6.Ужас | 48 | 30 |
7.радость | 47 | 34 |
8.Скорбь | 27 | 11 |
9.Недоверие | 29 | 9 |
10.Удивление | 41 | 32 |
11.Сомнение | 28 | 11 |
12.Испуг | 42 | 28 |