Если традиционная педагогика ориентируется на наказание и строгость, то в педагогике, основанной на любви, хотя и более завуалировано, прослеживается стремление взрослого посредством определенной организации своих воздействий предупредить нежелательные проявления, которые неизбежны в поведении ребенка. Вместе с тем демократический стиль воспитания - это не вседозволенность. В исследовании Р. Сирса, Е. Маккоби, К. Левина показано, что наиболее снисходительные злоупотребляющие вседозволенностью, а также наиболее требовательные, авторитарные родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Эти данные выглядели парадоксальными, так как ранее считалось, что снисходительность способствует уменьшению тревоги и чувства вины, а также уменьшению агрессии, а при суровом наказании агрессивность детей обусловлена, с одной стороны, появлением враждебности и, соответственно, усилением агрессивности в ответ на суровое наказание, а с другой - ярко представленным примером агрессивного поведения родителей.
Многие психологи, приходят к мысли о том, что наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий как позитивное отношение наказывающего к наказываемому, принятие наказуемым норм наказывающего, использование очень умеренных доз наказания, понятность, признание справедливости наказания наказываемым и некоторые другие. Эффективность наказания, как способа преодоления агрессивного поведения, кроме того зависит от места агрессии в иерархии поведенческих реакций, интенсивности, времени наказания .
Авторитарный стиль воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает использование строгих наказаний. Проблеме наказания посвящено большое количество работ зарубежных исследований. В отечественной литературе преобладают ссылки на данные зарубежных авторов, отечественные разработки в этой области крайне разрознены. Можно считать установленным, что влияние строгих наказаний на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и опосредовано рядом факторов. Например в лонгитюдном исследовании Л.Эрона было обнаружено, что применяемое наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые сильно идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации оно, напротив, стойко ассоциируется с агрессией. Исследователи констатируют, что мальчиков родители (особенно отец) чаще подвергают физическим наказаниям, причем больше наказывают за агрессию по отношению к взрослым, чем к сверстникам, а сильные наказания воспитывают и большее сопротивление.
Многие психологи выражают единодушие в оценке последствий физических наказаний для развития агрессивности у ребенка или терпимости к агрессии других. Так Р.С. Немов [17] полагает, что агрессивные родители, которые не терпят проявлений агрессии у себя дома, за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей и этим провоцируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессивном поведении обычно являются родители. Ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, конечном счете сам становится агрессивным.
Представители бихевиоризма: А. Бандура, Дж. Уолтерс (1960), Н.Маршалл (1961) также отмечают, что склонность родителей к применению физических наказаний, их враждебность и ограничения по отношению к детям - все это вызывает агрессию у ребенка, которая действует часто с разрушительной эффективностью. Таким образом, агрессивные импульсы могут быть перемещены по отношению к сверстникам, как результат дискриминативного научения.
В других исследованиях А. Бандура (1960), А. Бандура, Дж. Уолтерс (1959) выяснялась связь междуродительским наказанием и агрессией у детей. Было также обнаружено, что агрессивные мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям, но были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома. В настоящее время подавляющее большинство исследователей признают, что применяемое в отношении детей наказание (особенно физическое) скорее выступает как модель агрессивного поведения, к тому же в большинстве случаев неосуждаемого окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформации и стимулирует поиск приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий, а также способствует формированию агрессивности как устойчивой черты личности, заставляя наказываемого ребенка раз за разом переживать состояние озлобленности, обиды, мстительности, враждебности к окружающим.
Но не только авторитаризм в семье, но и авторитарность воспитателей группы детского сада, которую посещает ребенок, могут сказаться негативно на характеристике межличностных отношений членов группы и на эмоциональном самочувствии детей в ней. В исследовании Л.Н. Башлаковой изучалось влияние общения воспитателя с дошкольниками (его содержания, форм и способов) на их взаимоотношения. Было проанализировано 9000 обращений (требований и оценок) педагогов к дошкольникам старших и подготовительных групп детского сада. Содержание обращений воспитателя - “авторитара” к детям обнаружило преобладание организационно-деловых, “дисциплинарных” над организационно-воспитательными. У воспитателей авторитаров преобладают жесткие, императивные формы требований (приказ, распоряжение, без каких-либо обоснований). Как правило, у них повышенный тон в общении с детьми, часты угрозы наказания, отрицательная оценка преобладает над положительной, общение не индивидуализированно. У этих воспитателей ярко выделяются “любимчики”, которых они только и хвалят и “нелюбимчики”, которые больше всего получают отрицательных оценок.
Данные, Л.Н. Башлаковой также показали, что уровень межличностных отношений в группах педагогов-авторитаров был ниже, чем в группах воспитателей, у которых преобладал демократический стиль обращения с детьми, у них было больше конфликтов и большее число агрессивных детей.
Телевидение и агрессия
Помимо неблагоприятных условий воспитания в семье и детском саду, свой • вклад в развитие агрессивности дошкольников вносит и более широкое социальное окружение, в частности телевидение. В последние десятилетия общественность начала проявлять беспокойство по поводу насилия и агрессии, обрушившихся на детей с экранов телевизоров и т.д.
С 50-х годов, когда телевидение прочно вошло в быт, оно оказывает мощное воздействие на процесс социализации миллионов детей и заражаясь агрессивностью телегероев, они в меру своих возможностей повторяют то, что видят на экране. Специалисты по воспитанию детей, работники медицинских учреждений, правоохранительных органов описывают многочисленные трагические случаи, связанные с подражанием детей, после просмотра фильма телегерою.
Очень резко против пропаганды насилия на телеэкране, выступает отечественный автор В.Дружинин. Он пишет о том, что фильмы-боевики нанесли сокрушающий удар по детям, и особенно по подросткам, у которых гормональная перестройка, накопление внутренней энергии влияет на психику, делает ее крайне восприимчивой и что, впитывая экранный мордобой, ребенок проникается сознанием, что все проблемы в жизни можно решать ударом кулака, топтанием поверженного.
Многие исследователи полагают, что именно, благодаря телевидению, нынешнее поколение молодых людей имеют неограниченные возможности для научения насильственным образцам поведения, причем осуществляется это совершенно безболезненно, не выходя из стен собственного дома. Более того, телевидение, по мнению А.Бандуры, не только обучает агрессивному поведению, но и нарушает сдерживающие агрессию механизмы, превращая насилие в привычный образ человеческих действий. Можно вполне согласиться с такой оценкой телевизионного воздействия на личность в условиях современного общества, ибо физическая агрессия и насилие часто изображаются на телевидении в качестве наиболее предпочтительных средств для решения тех или иных межличностных проблем и конфликтов. Тем самым людей приучают к мысли о дозволенности, нормативности таких видов поведения.
Эта проблема сейчас чрезвычайно актуальна и для нашей страны. Уровень жестокости в постсоветском обществе сегодня необычайно высок. Особенно в семье. И то, что на наших экранах главенствует мордобой, стрельба и сплошное беззаконие, создает для общества проблему, решить которую оно сможет далеко не сразу и с большими потерями, особенно травмирующее влияние оказывают эти фильмы на неокрепшую психику самих молодых зрителей.
В моей работе были изучены особенности агрессивных проявлений и их причины у детей шестого и седьмого года жизни.
В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось в трех старших группах детского сада.
Проанализировав теоретические концепции агрессии психологов различных вышерассмотренных направлений, можно сделать следующие выводы, имеющие значение при экспериментальном изучении агрессивных проявлений старших дошкольников: в каждой из этих теорий (физиологической, психоаналитической, теорий фрустрации и различных теориях бихевиоризма), несмотря на убедительную критику их недостатков есть свое рациональное зерно, важные положения о природе и механизмах агрессии, с которыми нельзя ни считаться. Поэтому агрессивными действиями ребенка в моей работе называются все действия, наносящие другому какой-либо ущерб: моральный или физический.
Есть смысл, как я полагаю, при изучении агрессии дошкольников делить ее на инициативную и реактивную, аффективную и неаффективную, осознанную, неосознанную, прямую-косвенную, целенаправленную-нецеленаправленную, враждебную-инструментальную. В исследовании была использована модель видов детской агрессии, разработанная А.Т.Репиной.