Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов,
учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся - правонарушителей.
Результаты исследований указывают на некоторое повышение за последние годы общего образовательного уровня у подростков-правонарушителей, что обусловливается введением в нашей стране всеобщего среднего образования. В то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников.
Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. "Вредное влияние микросреды, — пишет болгарский психолог В.Момов, — часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макросреды. Именно это — одно из слабейших мест социализации человека на современном этапе развития общества. (4,59) Следует согласиться с Л.М. Зюбиным, который полагает, что в силу особенностей общения и ориентации трудновоспитуемых подростков личные связи и неформальные группы необходимо устранить, пресечь или нейтрализовать источники вредного влияния и факторы, способствующие неблагоприятному формированию личности учащегося. (2, 35)
Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.
С такими подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой работе», укреплять связь с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с учащимися во многих общеобразовательных школах, где учебный материал по основам государства и права эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются систематические связи с работниками правоохранительных органов.
Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей. (5, 56-58)
По справедливому мнению многих педагогов и психологов, дети в семье выступают не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания.
Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка и других, специализированных на уровне малых групп микросреды. Удовлетворяя естественные потребности подростков в общении и совместном времяпрепровождении со сверстниками и друзьями, такие неформальные группы в то же время осуществляют неофициальный контроль за поведением своих членов и в определенной степени влияют на выбор ими социальных ролей, ценностных ориентации и в целом на процесс адаптации личности.
Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивным характером личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. (5, 85-86) Изложенное, однако, не противоречит положениям криминологии о разлагающем влиянии малых асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей,особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. (3, 290) Важно при этом учитывать, что преступные группирования, возникающие на почве неформальных связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению и ликвидации.
Другие точки зрения высказывались еще в 70-е годы Букиным В.Р.,который например, указывает, что неформальные малые группы в современных условиях становятся организующими и регулирующими факторами общественных психологических процессов. (5, 10) По мнению известного американского социолога Теодора Миллза, изучение и познание социальной микроструктуры малых групп представляет собой важнейший «источник путей умозаключений о социальных системах вообще». (3, 82). С такой трактовкой роли микросоциальных образований нельзя согласиться, поскольку малые, группы в данном случае рассматриваются изолированно, в отрыве от микроструктуры общества, что приводит к субъективному неоправданно преувеличенному значению психологических факторов межличностного общения. Не следует забывать, что указанные группы как таковые не создают социальных норм и не определяют характер общественных отношений.
Изучение структуры групп и характера внутригрупповых связей показало что подавляющее большинство их возникло на почве стремления подростков и юношей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью: подростки без определенных занятий группировались со школьниками, учениками профтехучилищ с молодыми рабочими для развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем под влиянием наиболее активных и старших по возрасту участников, взявших на себя роль лидеров и отличавшихся более устойчивой антиобщественной направленностью, указанные смешанные группы, не объединенные общностью школьных, производственных или иных интересов, меняли свою направленность и превращались в преступные сообщества.
1.2.Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?
Как решать те проблемы, которые стоят перед нашей страной, нашим городом или поселком, перед каждым из нас?
Так нельзя следовать правилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка, нужно ему объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от непростой работы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в неделю отвели курсу "Граждановедение", рекламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало некому объяснять разницу между "нельзя" и "можно", "хорошо" и "плохо". Однако чтобы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий, подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правонарушением, знать, за что посмотрят с осуждением, за что оштрафуют, за что посадят за решетку. Только процесс просвещения, объединяющий учителей и родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас, выходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады, сможет стать необходимьм условием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и законов нашего общества.
Поэтому на социального работника ложится ответственность в работе с детьми с противоправным поведением. Самое главное в его работе : не наказать, а предотвратить. Главное — направить силы и средства на упреждение преступности.
Накормить, одеть, обеспечить защиту жизни и здоровья, создать условия для развития творческих способностей, обеспечить социальные гарантии семье — вот на чем общество должно сосредоточить свои усилия. Заботясь же о наказании, строительстве новых колоний, расширении штатов инспекций по делам несовершеннолетних, мы отвлекаем внимание и финансы от профилактических мер. Жестокость всегда вызывает жестокость. Суровое наказание за небольшую провинность вызывает следующее серьезное правонарушение, затем преступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.