Смекни!
smekni.com

Речевая агрессия в детской речи (стр. 2 из 7)

- повышение самооценки («Ты хуже меня – я лучше тебя»);

- демонстрация лидирующей позиции («Я могу позволить себе сказать то, чего не можешь ты!»)

- укрепление авторитета в группе сверстников («Я заставлю тебя подчиниться, даже если ты этого совсем не хочешь»).

Поэтому вполне очевидно, что сама патологическая речевая среда в замкнутом детском сообществе неизбежно формирует установку на негативный речевой контакт и создает реальные предпосылки для проявления агрессии в общении даже семейно благополучного и врожденно не склонного к грубости ребенка.

Наконец, становление ребенка как языковой личности («че­ловека говорящего») происходит через постепенное постиже­ние и расширение границ дозволенного / недозволенного, ко­торое нередко приобретает форму порицаемых действий (в том числе и речевых): «Интересно, а что мне будет, если я скажу ма­ме "дура" (посмеюсь над бабушкиной привычкой вечно искать очки, разочек ругнусь матом и т. п.)?»

С одной стороны, подобное речевое поведение вызвано неодо­лимой тягой малолетнего «агрессора» самостоятельно ощутить «на зуб» (точнее - «на язык») остроту конфликтного взаимодействия со старшими и заодно проверить их «на вшивость» (терпение, вы­держку): накажут - не накажут? Вспомним знаменитую присказку из детского фольклора: «Старших нужно уважать и немножко ... ос­корблять!»

С другой стороны, грубость, направленная на старшего, взрослого, часто демонстрирует недостаток жизненного опыта ребенка, незнание многих неписаных правил «игры в обще­ние».

Получается, что столь часто употребляемые малышами оскор­бительные слова вроде «дурак», «идиотский», «отстань!», - за­кономерный результат недостаточного развития навыков обще­ния. Отсюда вроде бы напрашивается простенький вывод: «Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет!» Добавим, однако: «играет на нервах». Ведь особенно возмущает дерзость юного «пианиста» по отношению ко взрослым: «Мам, отстань от меня, надоела уже своими вопросами!»; «Почему эта дурацкая тетка не продает нам куклу?!»; «Наша училка по музыке - полная дура!»; «А возьму и не покажу язык твоему тупому врачу!» и т. п.

Итак, в силу личностной незрелости, недостаточной сформи­рованности механизмов самооценки, представлений об умест­ности речи, границах «дозволенного» И «недозволенного» В об­щении, агрессия нередко возникает в речи детей как следствие элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выразить свои отрицательные эмоции, чувства, переживания. Поэтому, общаясь с ребенком, важно понять, когда еще нельзя и когда уже можно от него «требовать» знания правил речевого поведения, основ взаимодействия с другими людьми.

1.3. Как проявляется агрессия в детской речи.

Речь детей младшего возраста отмечена самыми разными типами агрессивных высказываний.

Оскорбления

Оскорбления, которые можно определить как слова выражения, содержащие обидную характеристику адресата, прочно удерживают первую строчку «агрессивных чартов» и достаточно точно определяются детьми как «плохие слова», «обзывательства», «ругань» и т.п.

Прибегая к оскорблениям, младшие и средние дошкольники чаще всего просто воспроизводят высказывания старших, копируя агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер.

Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» («больной», «псих», «крезанутый», «безбашенный» и т.п.) и «экскременты» («дерьмовый», «засранец», «какашка»). Помимо этого, именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений – возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр. («малявка», «коротышка», «козявка», «червяк», «салага»).

Отдельно следует упомянуть «обзывательства», направленные на осуждение действий, поступков, противоречащих кодексу поведения в детской среде: «рева-корова», «ябеда-корябеда», «жадина-говядина» и т.п. Такие оскорбления часто выполняют функцию «справедливого возмездия» и переходят в рифмованные насмешки – путем добавления, приращения слов, обязательно сходных по звучанию, но часто лишенных смысла и никак не связанных между собой, например: «Плакса - вакса-гуталин – на носу горячий блин»

Помимо этого, в детской речи нужно различать защитноеи намеренное оскорбления.

Первое чаще всего является ответом ребенка на предшествующее проявление грубости в его адрес (то же оскорбление или угрозу, грубое требование, насмешку).

Такого рода обидные выражения, как правило, отражают не реальное отношение к обидчику, его личности в целом, а содержат в осуждение конкретного действия, поступка, высказывания («дурак», «идиот», «псих», «гад» и т.п.). Эмоциональность преобладает здесь над отрицательной характеристикой или негативной оценкой адресата.

Намеренное же оскорбление реализует целенаправленную речевую агрессию. Чаще всего это более-менее осознанно отбираемые и наиболее обидные для «жертвы» слова, которые произносятся с целью «побольнее уколоть», «задеть за живое» («нищета», «жирдяй», «коротышка»).

По характеру отрицательного воздействия оскорбления могут быть прямыми и косвенными.

Прямое оскорбление непосредственно воздействует на личность, реализует прямой словесный выпад, заключает в себе конкретное обидное слово (« Ты – скотина, гад, урод» и т.д.). Косвенное же оскорбление – непрямое, смягченное, опосредованное, оно чаще используется детьми с достаточно высоким уровнем социализации (сдерживания, контроля) агрессии. Такое оскорбление может строиться на замене обидного существительного местоимением («Сам такой!», «Это ты о себе сказал!»); обидным сравнении («пишет, как курица лапой»); сопоставлении с отрицательными или внешне непривлекательными персонажами («уши, как у Чебурашки», «нос, как у Бабы-яги»)

Враждебные замечания

К оскорблениям тесно примыкают часто используемые детьми враждебные замечания – отрицательные суждения о собеседнике, выражения негативного отношения к его поступкам, качествам, личности в целом.

Содержание такого замечания сводится, главным образом, к словесному обозначению агрессивной позиции: «Ненавижу тебя!»; «Как вы меня достали!» и т.п. Враждебные замечания, как правило. Воплощаются в форме целых предложений, а не в отдельных словах или словосочетаниях, как оскорбления. Ср.: « Ты мне до пупка достанешь!» (враждебное замечание) // «дурак», коротышка» (аналогичные по смыслу оскорбления).

От оскорблений и враждебных замечаний следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской группе и составляющие неотъемлемую часть детской субкультуры.

Насмешка

Колкость, издевка, язвительное замечание – так можно определить насмешку.

Обратим внимание, что насмешка предполагает не только преднамеренность и целенаправленность речевого воздействия, но и искусность воплощения, особую словесную изощренность. Этим она и отличается от оскорбления.

Насмешка может быть открытой, злой, язвительной (сарказм) или скрытой, более изощренной (ирония).

Чаще всего объектом детских насмешек выступают:

- все непонятное, необычное, не укладывающиеся в рамки стереотипных представлений, (мотивация такой насмешки образно сформулирована в сказке «Гадкий утенок» Г. Андерсена: «Он не такой как мы, поэтому надо клюнуть его…»);

- физические недостатки

- отрицательные черты характера и неблаговидные поступки (жадность, тупость, высокомерие и т.п.)

Грубое требование

Грубое требование, воплощение намеренья ребенка избавиться от адресата («Пошел вон от сюда!»), или повлиять как-то на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах («Быстро освободил моё место за партой»)

Этот тип агрессивных высказываний отличается от вежливой просьбы следующими признаками:

- особо неприемлемая, обидная для адресата форма побуждения;

- повышенный, грубый, резкий тон высказывания;

- отсутствие у говорящего необходимой степени власти над адресатом (социальный статус, позиция в коллективе, межличностные взаимоотношения).

-несоответствующий содержанию требования возраст говорящего (младше адресата или ровесник).

В грубых детских требованиях преобладают глаголы со значениями «иди» («иди», «уходи», «вали», «катись», «уматывай) и «молчать» (замолчи», «заткнись», «засохни»).

Не менее «популярны» и так называемые «отсылочные» фразы («Отвяжись от меня!»; «Пошел вон!»)

Для младшего школьного возраста характерны также изощренные словесные формы грубых требований, многие из которых, впрочем, могут носить не столько агрессивный, сколько игровой характер («греби ушами в камыши», «крути педали, пока не дали», закрой паяльник» и пр.).

Агрессивный протест, возражение, отказ

Грубым требованиям противостоят агрессивные протесты, возражения и отказы (« Сами убирайте эти дурацкие игрушки», «Ни за что не буду, есть твою гадкую кашу!»)

От вежливых отказов и выражений несогласия эти типы высказывания отличаются следующими признаками:

- отсутствие необходимых формул вежливости («извините», «пожалуйста» и пр.);

- агрессивная интонация: повышенный, грубый, резкий, враждебный тон;

- отсутствие объяснения причины отказа.

Угроза

Угроза (запугивание, устрашение) – еще одна типичная форма проявления агрессии в речи дошкольников и младших школьников.

Характерно, что данный тип агрессивных высказываний так же, как и оскорбления, ограничен рамками детской среды и не так часто используется в общении со взрослыми.

Вот «классические» модели детских диалогов, в которых присутствует угроза как ответ на оскорбление, грубое требование, враждебное замечание:

· – Дурак! – За дурака получишь!