Смекни!
smekni.com

Душевные болезни православный взгляд, Авдеев Д. А. (стр. 15 из 29)

Закодированный пребывает в жутком напряжении душевных сил. Такое, с позволения сказать, «лечение» приносит людям явный вред и страдания.

Для исцеления от недуга пьянства нужна не пустышка (перевод термина «плацебо»), но покаяние, душевное преображение, внутренний рост.

По милости Божией многие люди

исцеляются от недуга пьянства

Мне лично известны случаи чудесных исцелений. Один мой знакомый, понимая, что гибнет, взмолился Царице Небесной. Воззвал к Ней из глубины души, от всего сердца, и получил мгновенное избавление от пьянства. Стал устраивать жизнь по-христиански, воцерковился. Он как бы родился вновь.

Недалеко от Москвы, в городе Серпухове расположен Высоцкий мужской монастырь. Одна из главных его святынь — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сколько людей обрели здесь душевный мир и расстались с коварным зельем, известно лишь Господу и Пречистой Его Матери! Но их множество.

Вот какой случай рассказал о себе пришедший ко мне на прием мужчина: «Я крепко пил. Лечился, пробовал уговаривать себя, но толку не было. Однажды родные посоветовали поехать в монастырь к старцу, принять благословение, попросить молитв. Я как-то воспрянул и с радостью согласился на это. Встреча со старцем глубоко тронула меня. А сказал он на прощание всего три слова: «Ты не пей». И сказал по-доброму, от любви. Я вернулся домой, и тяга к водке у меня исчезла. Месяц я ходил совершенно трезвый. Правда, потом постепенно опять взялся за свое, но в этом я виноват сам. Надо было жить по-другому, а я начал с дружками прежними знаться — и все по новой. Сейчас не пью уже две недели, готовлюсь к исповеди, а потом, если Бог даст, может и измениться моя жизнь к лучшему».

О том, как важна помощь пастыря-духовника для преодоления этой греховной страсти, с убедительностью свидетельствует пример из жития святого праведного Иоанна Кронштадтского.

«Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев духовного возрождения, благодаря о. Иоанну, один ремесленник: «Мне было тогда годов 22—23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза у батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало. Опустил я глаза, а он смотрит — прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не сумею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что, где дети, там тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу.… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…».

Молитва святого праведного
Иоанна Кронштадтского

Господи, призри милостивно на раба Твоего (имя рек), прельщеннаго лестию чрева и плотскаго веселия; даруй ему познати сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов. Аминь.

Спросите с себя

Помогая ближним преодолеть это пагубное пристрастие, надо взглянуть внутрь себя. Вот как об этом справедливо пишет иеромонах Аристарх (Лоханов): «Не надо ли вам принести покаяние за те страдания, которые испытывает ваш ближний? Нет ли здесь и вашей вины? Родители могут припомнить, что, как бы шутя, давали выпить спиртного сыну или дочери — подросткам. Всегда ли вы сами были образцом трезвости или умеренности в употреблении вина? Не потому ли начал выпивать ваш супруг, что вы долго не желали разрешить семейный конфликт? Нет ли у вас повода для покаяния, если вы, помня лишь о своих делах и заботах, не замечали, что ваше чадо потеряло интерес к учебе, стало изворотливым и хитрым, приходит с дискотеки с расширенными или суженными от употребления наркотиков зрачками? Думается, что всегда есть повод для покаяния. Наложите на себя пост, усильте молитву, поисповедуйтесь и причаститесь Святых Таин».

Берегите душевный мир

Духовно преодолевая страсть к пьянству, следует не упускать из вида и душевные причины ее стойкости. Так как пусковым моментом алкоголизации может явиться какой-либо конфликт (внутриличностный или внешний), затяжной стресс. Пьянство — не единственное следствие душевного кризиса. Схематично последствия конфликта для психического и физического здоровья человека могут выглядеть примерно так:

кофликт:

-наркомания

-курение

-пьянство

-неврозы

-психосоматические заболевания

(болезни, возникающие на нервной почве)

-инфекционная патология (частые простуды).

Вывод: берегите душевный мир, учитесь общаться с собой и другими людьми, умейте прощать обиды, развивайте в себе кротость и смирение. Вот, например, как писал в письме к одному мирянину преподобный Алексий Зосимовский: «Я Вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у Вас будет мир — Вы будете счастливы».

А вот что писал о причинах раздражительности и потери душевного мира архиепископ Арсений (Жадановский): «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод — и твое настроение испорчено. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению». Святые отцы особенно обращали внимание на сохранение мира душевного при любых жизненных обстоятельствах.

Что важно предпринять человеку, решившему

искоренить греховный недуг винопития?

Перечислим некоторые положения.

• Осознать, что пьянство — тяжкий грех.

• Принять глубокое, твердое решение не пить спиртное.

• Не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, «дружков»-собутыльников.

• Продумать варианты своего поведения:

а) в трудных жизненных обстоятельствах;

б) за праздничной трапезой, если на столе спиртное.

• Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать.

• Не пребывать в праздности. Стремиться быть полезным людям.

Пособие против страсти пьянства

(по творениям святителя Тихона Задонского)

1. Юным людям не дозволять пить пьянящего питья, ибо юный быстро привыкает.

2. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина.

3. Помнить, что от этой страсти привыкшие к ней трудно освобождаются и многие так и умирают.

4. Привыкшим к сей страсти против нее вооружиться и, истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нее освободил.

5. Помышлять им, что пьяницы многие, уснув пьяными, умирают и от сего века переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно.

6. Приводить им на память случающиеся во время пьянства несчастья: соблазны, ссоры, драки, также приключающиеся мечтания, страхи, недуги и всего тела расслабление — и сравнивать трезвое житие с состоянием пьяных.

Десять горьких гроздов пьянства

(из сочинений святителя Димитрия Ростовского)

Знаменитый у древних еллинов мудрец Анахарсис говорит, что виноградная лоза приносит три грозда: первый грозд услаждения, второй — упоения, а третий — печали. Философ сие толковал так: умеренное употребление вина служит человеку в удовольствие и во здравие, ибо и жажду утоляет, и желудок укрепляет, и сердце веселит; неумеренное же порождает ссоры, возжигает гнев, возбуждает на брань и побои, затем следует обыкновенно немало скорбей. А мы, если захотим внимательно рассмотреть силу пьянства и если назовем его виноградною лозою, то найдем на ней не три нравственных грозда, приносящих человеку вред и печаль, но гораздо более, а именно: десять.

Первый грозд его есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря сознания, ибо от желудка, переполненного вином, винные пары поднимаются в голову, действуют на мозг и возмущают ум. Потому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, точно безумные, и каково бы ни случилось зло, бесчестие ли, или побои, назавтра они ничего не помнят. Над таковыми исполняется писанное в Притчах: биша мя и не поболех, и поругашася ми, аз же не разумех (Притч. 23, 35).

Второй грозд есть бесстыдство: пьяный никого не стыдится, но, потеряв совесть, произносит скверные, хульные, нелепые, оскорбительные для целомудренного слуха речи; уста его бывают подобны стоялищу скотскому, наполненному смрадною нечистотою, а язык — лопате, которою выбрасывают эту нечистоту… Что же другое сердце этого человека, как не вместилище многих зол, из которых не может ничего выходить, кроме зла, по слову Евангелия: злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца глаголют уста его (Лук. 6, 45).

Третий грозд с лозы пьянства есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны, свои и чужие, которые тщательно скрывал в глубине своей души, сохраняя их в молчании, когда был трезв. Этого мало: что давно уже прошло и предано забвению, и то он припоминает. И как обычно пьяному извергать пищу из желудка, так же обычно и тайны открывать: и то, и другое — и пища, и тайны, в пьяном не держатся.

Четвертый грозд содомской лозы пьянства есть возбуждение плотской похоти, почему и увещевает Апостол: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5, 18).

Пятый грозд, полный яда змеиного, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития. Упившись вином, люди восстают с яростью друг против друга. Вот почему и говорит с укоризною Приточник: кому горе? кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающим ли в вине? и не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23, 29—30). И премудрый сын Сирахов увещевает: в вине не мужайся, многих бо погуби вино (Сир. 31, 29).