Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания считает, что агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.
Представители бихевиоризма и необихевиоризма Б.Скиннер, Е.Торндайк, Д.Уотсон доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека: через научение человек овладевает опытом, последствия поведения определяют вероятность его повторения. Следовательно, внешние подкрепления модифицируют поведение и лидера, и девианта.
Ю.В.Кудрявцев отмечает, что «криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением не каким-то единственным качеством, а симптомокомплексом личностных особенностей, обусловливающихличностно устойчивоеповедение, а также взаимодействием ситуативных и личностных факторов[12].
В 1950 г. Шуэсслер и Крессли проделали обзор многих работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида.
Социологические. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическая трактовка этого понятия учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на девиантность.
Впервые социологическое объяснение девиации предложено теорией аномии (от греч. anomas – беззаконный, неуправляемый) Э. Дюркгейма (“Самоубийство”, 1897г.). Под аномией классик социологии понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Аномия чаще всего происходит в быстро меняющемся обществе, общинах и группах, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных обществах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставились ранее.
Р.Мертон (1938) внес некоторые изменения в теорию Дюркгейма. Он считает, что причина девиации – “разрыв между культурными ценностями общества и социально одобряемыми средствами их достижения”[19, 123]. Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как например, образование, богатство, недостаточны для большинства населения. Возникают девиации.
Социологическое исследование проблемы началось в конце 60-х начале 70-х г.г. XX в. Значительный вклад в развитие данной проблемы внесли В. Н. Кудрявцев и Я. И. Гилинский.
Я.И.Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. “Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы” [4, 74].
Безусловной заслугой Я.И.Гилинского является правильное определение перспективных направлений развития социологии девиантного поведения. Необходимы, отмечал он, во-первых, дальнейшая фундаментализация, рассмотрение объекта социологии девиантного поведения как момента единого мирового процесса самодвижения материи; изучение социальных девиаций в кризисные периоды, когда от соотношения различных форм негативных и позитивных девиаций зависит будущее. Именно эти направления научного поиска и привлекают внимание [15].
Изучение взаимодействия личностного и индивидуального сознания позволяет сегодня показать влияние социальных девиаций на общественное развитие в полном объеме. Этому способствуют и наработки в области западной социальной психологии.
Социально-психологическийподход наиболее убедительно представлен в концепции социальных отклонений Р. Харре и теории поведения добровольного риска С. Линга [16]. Названные исследования объясняют причины появления девиантного поведения через изучение психологического состояния девианта с учетом изменения его положения в системе социально-политических координат. Социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные причины, влияющие на появлениедевиантного поведения, составить более объективное представление о механизме социальной эволюции, так как пытается объяснить:
а) почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего наблюдателя предстает как акт агрессии;
б) почему в современных условиях все больше людей встают на путь преднамеренного риска, неотъемлемого атрибута любой девиации;
в) как отклоняющееся поведение предстает “изнутри”, не со стороны внешнего наблюдателя, а субъекта девиации, какой ценностный смысл последний находит в такой нестандартной форме поведения.
Исследования социальных психологов подводят к выводу: девиантное и нормативное поведение – две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение– результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации – препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых,от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных подходов к девиантному поведению
[27, 216]
Тип объяснения | Теория | Автор | Основная идея |
Биологическое | Физические черты связаны с преступными.Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов. | ЛоброзоШелдон | Причина девиации – физические особенности. |
Психологическое | Психоаналитическая теория | Фрейд | Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию. |
Социологическое | АномияКульторогические теорииТеория сигматизации /клейменияРадикальная криминология | ДюркгеймМертонСеллин, Миллер,Сутер-Ленд, др.БеккерТурк, Квини,Янг, Тэйлор | Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных соц. норм.Девиация нарастает при разрыве между одобряемыми в данной культуре целями и соц. способами их достижения.Причина девиации-конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.Девиации – “клеймо”, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.Девиация – результат противодействия нормам капиталистического общества. |
1.2 Типы ДП
Существует типология девиантного поведения, предложеннаяР.Мертоном. Она рассматривается многими специалистами как одна из наиболее удачных. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это определение лежит в основе его типологии девиантных поступков.
Таблица 2
Типология девиации (Р.Мертон)
Способ адаптации | Одобряемые обществом цели | Социально одобряемые средства |
Конформизм | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретритизм (бегство от действительности) | - | - |
Бунт | - | - |
Примечание: “ Плюс” обозначает согласие, а “минус” - отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные ценности, и социально одобряемые средства их достижения.
Концепция Р.Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как “ две чаши одних и тех же весов” [29]. В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как часто предполагают многие люди. Вор, например, не отвергает социально одобряемую цель: достижение материального благополучия.
Конформизм – единственный тип недевиантного поведения. Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, рэкет, шантаж). Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Ретритизм наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (бродяги, наркоманы). Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает «новую идеологию» [19].
Л.М. Балабанова, Ц.П. Короленко в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяют на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. По их мнению девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы.
Делинквентное поведение