Смекни!
smekni.com

Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте (стр. 4 из 7)

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезы и положения, выносимые на защиту, обозначены перспективы дальнейшего исследования данной темы.

Список литературы включает 144 источника, из них на русском языке – 139, на английском – 5.

В приложении представлены модифицированные и разработанные диагностические методики, результаты диагностического обследования, результаты статистической обработки диагностических данных, методические разработки, используемые в опытно-экспериментальной части исследования.

Основное содержание диссертации

Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научно-психологическом плане представлена менее ярко. На сегодняшний день явно недостаточно серьезных теоретико-эмпирических исследований на данную тему в психологии, отсутствует единое понимание сущности одиночества и его проявлений.

Теоретический анализ философских (С. Кьеркегор, Г.Д. Торо, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк) и психологических (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, Р. Вейс, В. Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис, Л.Э. Пепло, Д. Перлман, К. Роджерс, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом) концепций одиночества позволил дифференцировать и описать основные аспекты одиночества (объективный и субъективный, позитивный и негативный) и дать дефиницию субъективного одиночества. Объективная сторона одиночества – это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция). Иначе, говоря, объективный аспект одиночества – это те условия, которые «располагают» к одиночеству, создают для него «питательную почву», «благоприятную среду». Субъективная сторона одиночества (или – собственно одиночество) - переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом.

Позитивный смысл одиночества (одиночество как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и, в целом, процесса социализации. Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становления саморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизации психофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий. Негативныйхарактер одиночества (одиночество как проблема) проявляется следующим образом: одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие. Диалектическое понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества позволяет говорить о том, что при определенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению к нему, опыт совладания с трудностями, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер.

Основаниями для типологизации субъективного одиночества являются: особенности восприятия одиночества и своего отношения к нему (отрицательное и положительное); причины одиночества (внешние факторы и обстоятельства, личностный выбор). В соответствии с данными основаниями нами выделены и описаны следующие типы одиночества: субъективное отрицательное, обусловленное личностным выбором (интернальное отрицательное); субъективное отрицательное, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное); субъективное положительное, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное); субъективное положительное, обусловленное личностным выбором (интернальное положительное)

Данная типология дала возможность квалифицировать одиночество как проблему и как ресурс личностного развития и позволила наметить стратегию психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества. Общая стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности заключается в организации движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному.

На основе разработанной типологии одиночества юношеское одиночество квалифицировано как потенциально интернальное положительное (юноша, в отличие от подростка, начинает понимать или интуитивно угадывает значимую положительную роль одиночества в становлении своей личности и может сознательно выбирать одиночество). Активность юноши по отношению к одиночеству носит конструктивный, глубоко мотивированный характер. К такому выбору располагают интересы, предпочтения и потребности, свойственные юношескому возрасту: потребность в самопознании и самоисследовании, в самоопределении и др. Однако молодому человеку может недоставать внутренних ресурсов для полного использования положительного потенциала одиночества, а мотивы его выбора могут быть ошибочными. В связи с этим ему необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь в актуализации позитивного потенциала одиночества.

Одиночество в юношеском возрасте связано с основными процессами и феноменами самосознания, оказывает влияние на формирование отношения к себе (эмоциональные проявления одиночества), представлений о себе (когнитивные проявления одиночества), на характерологические особенности и выбор способов поведения (поведенческие проявления одиночества). Одиночество связано с основными жизненными событиями личности (отделение от родительской семьи, расширение контекста социальных отношений, планирование своего будущего, установление интимно-личностных отношений) и задачами развития личности в юношеском возрасте.

Теоретический анализ позволил перейти к разработке, апробации и исследованию результативности модели психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества.

Констатирующее исследование проводилось на выборке из 100-а человек, относящихся к одной возрастной группе (15-17 лет, ранний юношеский возраст). Общая выборка включила две подгруппы испытуемых, выделенных по урбанизационному принципу: группа учащихся старших классов г. Тюмени (52 человека) и группа учащихся старших классов г. Заводоуковска (48 человек). В обследовании учащихся была использована модифицированная нами в соответствии с целью и задачами исследования методика «Шкала измерения одиночества UCLA». Модификация методики заключалась в выделении когнитивного, эмоционального и поведенческого показателей одиночества. На основе результатов обследования были выделены уровни переживания одиночества относительно каждой выборки и, в зависимости от этого, определена степень значимости переживания одиночества.

Проведенное исследование подтвердило наши предположения о том, что одиночество, в целом, характерно для представителей раннего юношеского возраста, хотя степень значимости этого переживания различна. Соотношение показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества свидетельствует о том, что ярче всего одиночество проявляется в эмоциональной сфере, как в выборке учащихся г. Тюмени, так и в выборке учащихся г. Заводоуковска. В целом же, структура одиночества не претерпевает значительных изменений, что является подтверждением типичности одиночества в юношеском возрасте и его относительной независимости от объективных условий жизни.

В ходе констатирующего исследования феномен одиночества был операционализирован с использованием следующего диагностического инструментария: методика исследования самоотношения (опросник МИС); методика «Словарь моих проблем» (на основе примерного перечня проблем, составленного Е.Б. Старовойтенко); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (разработка и адаптация Д.А. Леонтьева); «интерперсональный диагноз» Т. Лири.

На основании результатов диагностического обследования была выделена группа учащиеся 10-х классов г. Тюмени с высокими показателями одиночества (10 человек). По завершении диагностического обследования и ознакомления с его результатами данным испытуемым было предложено принять участие в развивающей программе (опытно-экспериментальной работе). В последующем экспериментальную группу по собственной инициативе пополнили еще 14 учащихся. Таким образом, общая численность экспериментальной группы составила 24 испытуемых из выборки учащихся 10-х классов г. Тюмени.

В обработке результатов констатирующего исследования были использованы методы статистической обработки: корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ.

Корреляционную матрицу составили 35 диагностированных факторов, включая: показатели одиночества (эмоциональный, когнитивный, поведенческий, общий); объективные показатели трудностей в сфере отношений личности (трудности в отношении к себе, трудности во внутрисемейных отношениях, трудности в отношениях со значимыми людьми, трудности в отношениях с группой сверстников); факторы самоотношения («самоуверенность», «самоценность», «самопринятие», «самообвинение» - МИС; «цели жизни», «процесс жизни», «результативность жизни» - СЖО); факторы самовосприятия («закрытость», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» - МИС; «локус контрля – Я», «локус контроля – жизнь», общая осмысленность жизни – СЖО); факторы поведения («доминирование», «уверенность в себе», «консерватизм», «негативный неудавшийся лидер», «уступчивость, «зависимость», «конформизм», «отзывчивость, «лидерство – подчинение», «уверенность – неуверенность», «консерватизм – радикализм», «эгоцентризм – альтруизм» - Т. Лири). В экспериментальном поле между данными факторами был проведен корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ, который позволил сгруппировать факторы по степени их связи.