1) Игры-драматизации (“разыгрывание сценок”, “исполнение ролей”) Именно такие игры в западной литературе называют ролевыми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ее участники выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, стараться понимать “противоположную сторону” конфликта. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения. Примером подобной методики может являться игра «Волшебные очки».
“Волшебные очки”. Представим себе, что точка зрения персонажа сценки зависит от надетых на него “волшебных очков”. Бывают очки “Думаю только о себе”, очки “Забочусь об окружающих”, очки “Мне все равно”, “Мне страшно”, “Главное в жизни – уметь ко всему приспосабливаться” и множество других. Разыграем сценку и подумаем, какие “очки” были у каждого из персонажей. А если поменять “очки” на другие, что получится? Сыграем еще раз. Какие из “очков” помогают решать конфликты, а какие мешают?
2) Игры-модели, игры-имитации. Вторая группа игр объединяет в себе более сложные, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий. Создавая подобную игру, преподаватель продумывает несколько ее обязательных элементов.
· Дидактические цели игры (что должны получить участники игры)
· Важные признаки явления, которые будут моделироваться в игре
· Игровая установка (информация предлагаемая играющим перед началом игры)
· Игровой реквизит
· Как будет организовано пространство в игре
· Игровые роли
· Материальное обеспечение ролей (какие предметы и документы потребуются участникам)
· Игровые цели и условия, побуждающие игроков действовать (внутренние механизмы развития сюжета)
· Примерный сценарий игры
· Вопросы для первоначального обсуждения игры
· Варианты усложнения сюжета (дополнительные сюжетные линии, связь с другими темами)
3) Игровые формы с более жестким контролем развития сюжета. Проводя сложные игры-модели, преподаватель может столкнуться с некоторыми трудностями. В таких играх очень многое зависит от активности игроков. Если кто-то растерялся, не знает, как действовать дальше, он может “выпасть из игры”, начать скучать, отвлекаться. Так как педагог не в состоянии оказаться одновременно во всех местах и помочь всем сразу, игра рискует “рассыпаться”. Обычно сценарий в подобных играх недостаточно жесткий, действие может развиваться так или иначе, идти более активно или более вяло. Игра может пойти по нежелательному пути. В лучшем случае поднимутся темы, которые преподаватель не предполагал рассматривать, в худшем – форма вытеснит содержание. Эти опасности можно пытаться преодолеть с помощью игровых форм, где ведущий играет активную роль организующего, и контролирующего процесс. Для организации таких игр точно так же строится некая модель, но действие в них меньше “пускается на самотек”. Один из способов добиться этого – вводить большее количество ведущих, которые будут организовывать пространственные и смысловые точки сюжета и помогать игрокам. Второй способ – приближать игры к дискуссиям, не отказываясь от игрового элемента, третий – так организовывать игровое пространство, чтобы действие развивалось на виду у всех. Еще одна возможность упростить игру – заменить индивидуальные роли на групповые. Члены команды действуют не в одиночку, а все вместе, помогая друг другу или кому-то одному из своей группы. Вот несколько примеров таких игровых форм.
А) Игра по станциям. Для организации игры по станциям требуются несколько ведущих, а играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут по которому пойдут команды. На каждой станции учащимся предлагается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, может изменяться ее маршрут или следующие задания.
Движение происходит по достаточно жесткому пути от этапа к этапу. Может предполагаться свобода выбора действий на каждом из этапов, однако ведущие этапов и координатор игры постоянно наблюдают за шагами всех игроков и готовы прийти им на помощь. Проблема контроля и помощи решена здесь путем увеличения числа ведущих.
Б) Игры по ходам. Еще один вариант контроля за развитием сюжета – разделить его на отдельные ходы и предложить командам (или отдельным играющим) выполнять эти ходы по очереди (как в настольных играх). В подобных играх каждая из команд по очереди предпринимает какие-то действия, а ведущий игры и остальные команды как-то на них реагируют. Таким образом, в любой момент игры часть учащихся являются активными деятелями, а часть – наблюдателями. В следующий момент они меняются местами. Если действие идет достаточно динамично, зрители не успевают заскучать, а ведущий постоянно контролирует аудиторию и видит, на что стоит обращать внимание.
4) Игровые дискуссии. Это обычные дискуссии, организованные любым способом, но ведущиеся от имени каких-то игровых персонажей в определенной игровой ситуации. Важно, чтобы организационная сторона дискуссии не противоречила ее смыслу. Игровой элемент вносит дополнительное оживление в процесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем вступать в прения, играющие должны разобраться с точкой зрения своих персонажей. Игровые дискуссии могут быть составной частью более сложных игр.
5) Игровые суды. Очень распространенная форма игровых дискуссий – игровые суды. Она предполагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Роли обвинителя, защитника, присяжных, свидетелей могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Учащимся потребуется время для того, чтобы подготовить свои выступления (нам кажется не очень логичным предлагать уже готовые речи, это превращает игру в спектакль). Нужно отличать игровые суды от игр про суд. Игры про суд предназначены для знакомства учащихся с судебной процедурой, в них уделяется внимание деталям, рассматриваются признаки разных судебных систем. Игровые суды менее внимательны к процедуре, они используются для обсуждения проблем, не относящихся непосредственно к судопроизводству. Понаблюдав за играющими, педагог может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство обучаемых. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.
1.4. Дискуссионные методы правового обучения.
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать определенную позицию по теме и попросить школьников высказаться. Важно научить детей доказывать свою позицию конкретными примерами, юридическими правилами. Ученики должны понять, что нельзя отстаивать свою точку зрения без аргументации, а потому значимость знаний в таких условиях еще более возрастает. В процессе дискуссии школьники приобретают новые знания и закрепляют то, что было уже изучено. Основываясь на исследованиях словацких специалистов, методист С. Дьячкова показала особенности использования дискуссии при работе с детьми. Вот ее позиция:
«Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, не хотят выступать со своим мнением в классе или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом.
Правильно проведенная дискуссия, в отличие других методов, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; его можно рассмотреть с разных точек зрения.
Вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения.
Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф.Тибитс сформулировал правила дискуссии:
· слушать того, кто говорит;
· говорит только один человек;
· если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
· нельзя прерывать того, кто говорит;
когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
· нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
· надо вовлекать в обсуждение всех.
Каждый учитель может вместе с детьми выработать свои Правила проведения дискуссии на уроке.
" Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их исполнением. Опыт показывает: если ученики осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать.
По мнению С. Дьячковой, на первом этапе работы «следует уделить большое внимание соблюдению правил. Следует написать правила на большом листе ватмана и повесить в классе. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Иногда назначают специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает на то, когда правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания».