Смекни!
smekni.com

Психология блефа, манипуляций, иллюзий, Гарифуллин Р.Р. (стр. 27 из 42)

В настоящее время в научно-психологической литературе хорошо представлены работы, посвященные играм в психотерапии. Манипуляционная психотерапия - это тоже психотерапия игр. Однако главное отличие этой игры в том, что она односторонняя и ведется только психотерапевтом. Пациент не должен знать, что с ним идет игра (манипуляция).

По меткому выражению одного из психологов, в настоящее время существуют десятки, а то и сотни методик, которые не столько отличаются оригинальностью, сколько являются "мечтой каждого честолюбивого психотерапевта внести свой вклад в историю психотерапии". С другой стороны, нет ни одной психологической теории и соответствующего направления и метода психотерапии, однозначно бы говоривших о психологии человека. Анализ показывает, что всегда одной хорошей теории противостоит другая хорошая антитеория. Все взгляды на мир хороши, если они хотя бы в некоторых случаях описывают, прогнозируют события, не говоря уже о разрешении проблем человека. Автор уверен, что манипуляционная психотерапия - это направление, которое необходимо выделить в общей психотерапии, и надеется, что оно получит дальнейшее развитие и будет хорошо воспринято психотерапевтами.

Современная психотерапия базируется на трех принципах: принципе удовольствия, принципе могущества и принципе смысла. Иными словами, человеком движет удовольствие, познание и смысл. Внедряясь в эти структуры личности, психотерапевт в большей или меньшей мере достигает лечебного эффекта. На наш взгляд, можно выделить еще один принцип и соответственно ему метод психотерапии. Это принцип иллюзий и заблуждений. Нас могут упрекнуть в том, что здесь особой новизны нет, так как анализом защиты (иллюзиями и т.п.) занимается психоанализ. В действительности речь идет об иллюзиях, заблуждениях, обмане и самообмане не только как системе защиты пациента, но и как искусственном методе воздействия психотерапевта на пациента. В этом случае иллюзии и заблуждения искусственно создаются психотерапевтом. Использование этого метода эффективно потому, что в человеке заложена жажда обманываться. Поэтому корни этого метода в конце концов упираются в систему защиты: иллюзии, самообман и т.п. Умелое использование этой реакции человека на внешнюю среду с применением искусственных методов заблуждения, а впоследствии их разоблачение, и составляет суть метода психотерапии, основанной на принципах искусственно-созданных иллюзий. Это направление в данной книге получило название манипуляционной психотерапии. Она основана на принципах манипуляционной психологии (см. выше).

Схематически место манипуляционной психотерапии в системе традиционной психотерапии можно изобразить следующим образом:

МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ВВЕДЕНИЕ

Групповая психотерапия

Трансактный анализ

НЛП

Гештальт. и др. терапия...

Рациональная психотерапия

ГИПНОЗ

ВНУШЕНИЕ

САМОВНУШЕНИЕ

и др.

ПСИХОАНАЛИЗ

Принцип удовольствия

Принцип могущества

Принцип смысла

Принципы манипуляционной психологии: иллюзий и заблуждений, шанжировки, пальмировки, пассировки

3.4. ВНЕШНЯЯ ШАНЖИРОВКА

3.4.1. ВНЕШНЯЯ ВИЗУАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ.

Внешней эта шанжировка названа условно, так как она связана с работой не внутренних органов (см. ниже), а внешних, в данном случае глаз. Следовательно, этот манипуляционный прием применим при коррекции глаз.

Для этого метода необходим зрительный объект, характеристики которого (яркость, четкость, контрастность, размеры, цвет и др.) могут регулироваться психотерапевтом. Пациенту создается иллюзия того, что зрительный объект после лечебного сеанса стал четче, ярче и т.п. О том, что характеристики зрительного объекта регулируются психотерапевтом и истинного улучшения возможно нет, пациент знать не должен. Все "улучшения" в зрительном восприятии объекта пациент должен приписывать своим глазам, что поможет ему в дальнейшем достичь истинного улучшения зрения.

В качестве зрительного объекта с "плавающими" характеристиками может быть использована традиционная таблица для определения остроты зрения, отснятая на слайд и показанная через диапроектор. Четкость, размеры, яркость, цвет букв регулируются изменением положения диапроектора и его объектива, напряжения, подаваемого на лампу накаливания и светофильтрами.

Пациент не должен догадываться о существовании диапроектора и необыкновенности таблицы.

Очевидно, что изменение характеристик зрительного объекта должно проводиться в разумных пределах, таких, чтобы пациент не мог обнаружить шанжировку (подмену). Так, например, часто приходится в целях создания иллюзии улучшения зрения (яркости) предмета увеличивать лишь общее освещение. В этом случае в качестве зрительного объекта может выступать любой предмет. Организация этой методики во многом зависит от изобретательности психотерапевта.

Перед сеансом пациенту дают возможность почувствовать исходную остроту зрения. Далее проводится сеанс лечебного внушения (в бодрственном или гипнотическом состоянии) с установкой на улучшение зрения. В это время глаза пациента должны быть закрытыми. После этого по команде психотерапевта пациент открывает глаза и смотрит на зрительный объект. Психотерапевт дает почувствовать пациенту как его зрение постепенно "улучшается" - увеличивается четкость, яркость зрительного объекта.

Так например, если перед сеансом пациент видел одну строчку, психотерапевт, немного увеличивая размеры и яркость букв, позволяет ему увидеть две строчки. Таким образом, проводя эту процедуру сеанс за сеансом, создается психологический сдвиг и закрепляется установка на улучшение зрения. Психотерапевт не должен забывать о возвращении к исходному состоянию диапроектора, проверяя истинное улучшение зрения. Эта методика аналогична процессу постепенного раскачивания от исходного состояния до нового с лучшим зрительным восприятием. Варьируя все возможные характеристики зрительного объекта, психотерапевт ведет поиск лучшего зрительного восприятия.

Приведем некоторые визуальные характеристики, которые можно изменять: яркость, размер, цвет, насыщенность, контраст, плотность, перспектива, передний фон, задний фон, живость, контекст, оттенок или цветовой баланс, формы, расщепленность экрана, локализованность, симметрия. В связи с этим необходимо отметить, что в качестве зрительного объекта могут выступать не только буквы, но и другие объекты (картины, предметы и т.д.), отснятые на слайд. Такая необходимость возникает при лечении детей, не знающих букв.

Во многом успех этого метода, который можно назвать игрой психотерапевта с пациентом, зависит от таланта целителя и суггестивности пациента. Желательно, чтобы пульт управления диапроектором был дистанционным и находился в кармане психотерапевта.

3.4.2. ВНЕШНЯЯ ВИЗУАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА ПРИ ОЗДОРОВЛЕНИИ ДРУГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Внешнюю визуальную шанжировку можно проводить не только при лечении зрения, но и парезов, параличей и других нервных заболеваний. При этом применяется оптическая система зеркал, получившая название зеркал Гарифуллина.

Внешний эффект.

Больной с левой парализованной рукой помещается в специальный шкаф,

который имеет лишь одну боковую стенку и отверстие для головы на

верхней стенке так, что он свободно может двигать своими руками, но при

этом не видя рук, так как верхняя стенка закрывает поле зрения. Больной

может видеть свои руки лишь в зеркале, которое находится рядом с ним. Руки больной может поднимать лишь до уровне плеч, так как выше мешает верхняя стенка шкафа.

Психотерапевт в начале сеанса просит пациента, чтобы тот начал симметрично поднимать руки. К своему удивлению пациент обнаруживает, что обе руки поднимаются симметрично друг другу, хотя левая рука была только что парализованной. Это вселяет в него уверенность. Происходит психологический сдвиг, который может разрушить информационную доминанту, вызвавшую паралич руки.

В действительности с помощью системы специальных зеркал пациент видит в зеркале вместо левой парализованной правую здоровую, но отраженную руку, так что она кажется пациенту левой, и создается иллюзия здоровой руки.

Такую шанжировку необходимо проводить постепенно, не давая пациенту поднимать руки сразу высоко. При постепенном проведении сеанса вероятность уменьшения информационной доминанты увеличивается.

По мере того, как левая рука пациента в действительности начинает подниматься, положение зеркал изменяется так, что пациент начинает видеть истинное положение рук, то есть происходит шанжировка (подмена). Например, если психотерапевт обнаружил, что левая рука пациента поднимается на два сантиметра, то он просит больного, чтобы тот поднял обе руки также на два сантиметра,предварительно убрав систему зеркал, так что пациент видит истинный эффект лечения.

Внешняя визуальная шанжировка может применяться при лечении нервных и психических заболеваний. Так например, с целью уменьшения галлюциноидных симптомов применяется голлографический проектор.

Внешний эффект.

Пациент видит объемное голлографическое изображение, хотя психотерапевт говорит, что это галлюцинация. Для большего доказательства психотерапевт проводит рукой в том месте, где больной видит объект. Суть лечения заключается в выработке условного рефлекса, позволяющего пациенту самому избавляться от галлюцинаций. В начале лечения пациенту вселяют уверенность, что это возможно, проводя манипуляцию с голлографическим диапроектором, уменьшая яркость, контрастность изображения вплоть до его исчезновения. Постепенно пациент обучается сам ликвидировать свои галлюцинации.

3.4.3. ВНЕШНЯЯ АУДИАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Этот прием аналогичен вышеприведенному и применяется при коррекции слабого (плохого) слухового восприятия. После проведения лечебного внушения с установкой на улучшение слышимости проводится слуховая шанжировка. В этом случае регулируются все возможные параметры звука, исходящего из динамика. Пациенту создается иллюзия того, что его слуховое восприятие улучшилось. Параметры звука изменяются после соответствующих психотерапевтических манипуляций. Как и в случае коррекции зрения пациент не должен знать об изменении звука психотерапевтом (усилении громкости), думая и веря, что произошло улучшение слухового восприятия. По мере истинного улучшения параметры звука постепенно возвращаются к исходному уровню. В частности, громкость постепенно убавляется. "Раскачка" слухового восприятия идет аналогично коррекции зрения.