Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 10 из 35)

На стадии правильных изображений мы встречаемся с ри­сунками различной степени совершенства. Часто это зависит не от неравенства индивидуальных способностей каждого "ху­дожника", а имеет в своей основе какую-либо общую законо­мерность. Вместе с тем сейчас "изображение" в значительной мере теряет уже свою "детскость", т. е. те специфические осо­бенности, которые свойственны именно детскому рисунку.

Особенности изобразительной деятельности детей со сни­женным интеллектуальным развитием также изучались доста­точно широко, и эти результаты отражены в работах М.Д. Бар-рета, П. Лайта (119), К. Маховер (140), И.И. Будницкой (16), Т.Н. Головиной (37), И.А. Грошенкова, (38), А.Н. Лозовой (68), B.C. Мухиной (76), О.П. Гаврилушкиной (31) и др. Эти исследования показывают, что особенности графических изо­бражений в определенной мере коррелируют с уровнем умст­венного развития детей.

Так, при олигофрении в стадии имбецильности дети, обуча­ющиеся во вспомогательных школах, характеризуются недо­развитием моторики, особенно тонких дифференцированных движений рук, что создает беспомощность в изобразительной деятельности. Имбецилы пассивны с карандашом и бумагой. Их каракули не ассоциируются с реальными предметами. При тяжелой степени имбецильности дети вообще не в состоянии повторить за взрослым простые движения, нарисовать линию. Сложное изображение, требующее нескольких различных дви­жений, им не удается. При попытке изобразить по представле­нию тот или иной предмет ребенок лишь при долгом обучении повторяет заученные движения, выполняя это неосознанно. $ результате одни элементы могут быть смещены влево, другие вправо, отсутствует целостное изображение. При рисованиис

Глава 2 59

образца эффект тот же, что и пририсовании по представлению. Однако у многих имбецилов можно обнаружить ярко выражен­ную способность к подражанию', которая носит лишь формаль­ный характер. Благодаря внешней подражательности имбецил может воспроизвести то же число линий, которое имеется в ри­сунке экспериментатора, но эти линии могут оказаться не со­единенными в единый образ; подражание осуществлялось лишь движениями рук.

При обучении рисованию эти дети с трудом усваивают про­стейшие графические навыки. Подражательное повторение простых движений, воспроизведение элементарных графиче­ских элементов является для них сложной задачей. При обуче­нии имбецилов возможно научить изображать отдельные пред­меты при ориентации на наглядное предметное изображение. Однако рисование даже знакомых предметов на основе пред­ставлений им не удается, в этом рисовании не просматривается осмысленности воспроизведения образца. Рисование имбецила даже при детализированности сводится лишь к имитации дей­ствий взрослого. Имбецил воспроизводит не графический об­разец, а действия экспериментатора на основе подражания. В то же время при легкой степени выраженности умственной от­сталости детям удаются некоторая символизация образов, предметные и сюжетные изображения.

У дебильных детей, имеющих менее тяжелые отклонения в умственном развитии, по сравнению с имбецилами, при рисо­вании все же опускаются многие существенные признаки пред­метов и их детали. Рисунки дебилов также схематичны, но без существенных подробностей, свойственных нормальным де­тям. Характерной чертой рисунков дебилов является повторя­емость элементов. При рисовании орнаментов они затрудняют­ся в воспроизведении последовательности элементов. Стереотипность прослеживается и при использовании цвета в изображении. Обычно при возможности выбора из большого Числа цветов дети-дебилы используют L—2.

Рисование элементарных графических структур, требую­щих стереотипно чередующихся действий, им не удается. Так, "Ростейший орнамент типа: горизонтальная линия — кружок, Ризонтальная линия — кружок и т. п. вызывает большие за-РУднения у умственно отсталого ребенка.

60

Часть I

У дебильных детей наблюдаются более легкие отклонения в изобразительной деятельности, выраженной в меньшей диф-ференцированности; по сравнению с нормальными детьми им менее свойственно вносить в изображение многие подробности. Задание по рисованию простых орнаментов (например в III классе вспомогательной школы) дети-дебилы могут выполнить правильно, реагируя на замечания взрослых, однако сложные орнаменты им не удаются: они путают не только чередование изображений, но и формы, из которых состоит орнамент.

При всех несовершенствах изобразительной деятельно­сти умственно отсталых детей сам процесс рисования ска­зывается на них весьма положительно: развивается вни­мание, представление, * осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной ориентации и т. д. При систематическом обучении такие дети могут ов­ладеть техникой рисования и будут способны грамотно изо­бразить натуру.

В случае развивающейся изобразительной деятельности, имбецилы рисуют то, что они знают о предмете, а не визуально воспринимаемые его особенности. Но большей частью рисунки имбецилов представляют собой упрощенные схемы. При срав­нении имбецилов с нормальными детьми, схематическая ста­дия которых достигается в раннем возрасте, мы обнаруживаем, что у имбецилов она наступает в подростковом и раннем юно­шеском. Изобразительная деятельность умственно отсталых детей не возникает и не развиваетсся без специального обуче­ния, тогда как у нормальных детей она и возникает, и развива­ется спонтанно.

В целом рисование умственно отсталых детей имеет до­вольно четкую общую градацию — отсутствие активного черкания, запаздывающее в появлении соотнесения рисун­ка и предмета, копирование образца по разрозненными ли­ниям, не связанным в целостное изображение, что дает ос нование, разумеется, в совокупности с другими методами использовать рисунок как средство диагностики задержек » отклонений умственного развития ребенка. Другими слова­ми, по весьма распространенному мнению, детский рисунок в клинических исследованиях дает достаточно четкую кар-

I

Глава 2

61

тину соответствия особенностей рисования и умственного развития.

Вряд ли можно приурочить каждую из намеченных выше стадий детского художественного творчества к строго опреде­ленному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная одаренность "юного художника", и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизитель­ную закономерность мы можем все же получить, руководству­ясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отношении весьма показательны результаты, полученные Г. Кершенштейнером.

Данные Г. Кершенштейнера позволяют нам судить о степе­ни распространенности различных типов рисунка в разном воз­расте (см. табл.).

Таблица 1

Возраст (год) Число уче­ников Схема <в%) Схема сме­шанная <в%) Правдо­подобное изображе­ние (в %) Правильное изображе­ние (в %)
6 338 98 2
7 309 90 10
8 348 78 21 1
9 299 59 36 5
10 237 48 46 6
11 240 16 59 18 7
12 130 7 52 28 - ' 13
13 95 3 44 32 21 .

Как видно из таблицы, шестилетние дети рисуют обычно схему, и только начиная с 11-летнего возраста мы встречаемся с ней реже, чем с остальными, более совершенными способами изображения.

Правдоподобный рисунок выступает на первый план только После 13 лет.

I

62

Часть I

Таким образом, представленный здесь анализ демонстриру­ет возможность, по крайней мере принципиально, учесть два фундаментальных направления анализа детского графическо­го творчества: общие законы стадиального развития и общие особенности задержки развития изобразительной деятельно­сти. Это дает нам тот средний возрастной фон и ту среднюю норму, на которых может быть выявлена индивидуальная спе­цифика рисунка ребенка того или иного возраста, того или ино­го уровня умственного (психического) развития.

ЧАСТЬ II

Графические методы психодиагностики. |Рисунок как средство психологического анализа

Весь материал предыдущей части дает нам убедительные до­казательства сохранения, или, точнее, отображения индиви­дуально-психологических особенностей субъекта графиче­ской деятельности в продуктах этой деятельности.

Следовательно, мы еще раз убеждаемся в том, что научный анализ продуктов деятельности может стать надежным источ­ником психологической информации о человеческой индиви­дуальности (1).

В то же время возможности и опыт применения этого общего метода психологического анализа к ситуации изобразитель­ного творчества обыкновенных людей еще очень слабо изуче­ны. Трудности этого подхода мы постарались показать в первой части нашей книги. История научных психографических исс­ледований в сфере почерковедения и психологического анали­за рисунков только начинается. Но тем не менее, уже можно сделать некоторые позитивные заключения. Опираясь на эти заключения, мы считаем возможным сделать технику психог­рафического анализа объектом самостоятельного изучения. Данная техника, по нашему мнению, еще не раскрыла своих возможностей в психодиагностических приложениях.