Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 12 из 35)

2) особенности состояния ребенка во время рисования. На­личие сильной штриховки, маленькие размеры часто свиде­тельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребен­ка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применение ярких Цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскован­ности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональ­ное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени вЬ1раженности положительных эмоций у членов семьи, степени йхблизости(стоятрядом,взявшисьзаруки,делаютчто-товместе

хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.). При интерпретации результатов авторы обращают внима­ние на случаи, когда испытуемый рисует большую или мень-

72

Часть II

шую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудов­летворенность существующей ситуацией).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют (126):

а) графическое качество (характер линий, пропорции фи­гур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, располо­жение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные воп­росы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отно­шений в семье (например: ."Кто в семье самый плохой?"), пре­дусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?", а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка.

"Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллек­туальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети "чи тают" свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоцио­нальное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисун­ке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей: образ "Я" помещался вдали от остальных членов семьи, а в од­ном случае ребенок изобразил себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в ком­нате; дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер, причем характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц. В "Рисунке семьи" строгие родители изображались большими, а сам ребе­нок — очень маленьким.

Техника "Рисунка семьи" в отечественной психологии на' шла применение в клинических исследованиях. А.И. Захаро­вым (43) предложен вариант методики, состоящий из двух за­даний. Для выполнения первого из них ребенку нужно

Рис 23 К тесту «Рисунок семьи»

74

Часть II

I

нарисовать в четырех "комнатах', расположенных "на двух этажах" по одному из членов семьи, включая себя. При интер­претации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т. е. эмоционально более близок). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций (рис. 21—23).

Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в приме­нении в условиях психологического консультирования, об­ладает значимостью с точки зрения выбора тактики дея­тельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими чле­нами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоцио­нального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого ре­зультаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от спо­собности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т. е. от тех осо­бенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур"

Историческая справка. Графологом из Сан-Франциско Энн Махони был предложен тест, в котором необходимо было в по­рядке предпочтительности расположить фигуры (круг, квад­рат, треугольник) и ломаную линию. В исходной интерпрета­ции предложенных фигур предполагалась следующая

Глава 1 75

формула. Круг — это символ, означак дий одобрение, чувст­венность, дружеское отношение,т .гри зость. Квадрат означает ощущение безопасности, преоб/ адачие в характере логики, практического подхода к дейсп 1тельности, желание создать прочную базу. Треугольник симь >ли зирует агрессию, его пред­почитают люди, которые ставят с рбственный успех выше эмо­циональной вовлеченности и не мэгу' усидеть на одном месте. Ломаная линия означает присутствие воображения; те, у кого они преобладают, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной культурой, философией, поэ­зией, музыкой и оценивают других людей, исходя из внутрен­них качеств, а не из их социального положения.

В отечественной литературе встречается модификация дан­ного теста, сделанная А.В. Либиным (66). Интерпретация, при­водимая в нашей работе, основана на данной публикации и соб­ственном эмпирическом материале.

Цель применения теста: выявление индивидуально-типо­логических различий.

Инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, со­ставленную из 10 элементов, среди которых могут быть треу­гольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количе­ство фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами исполь­зовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать не­достающие. Выполните рисунок по данной инструкции".

Материал: испытуемым предлагается три листа бума(Ги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе N 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, со­ответственно, на листе N 2 — второй, на листе N 3 — третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных производится следующим образом: под-считывается количество затраченных в изображении человеч­ка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку от­дельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел,

76

Часть II

Рис 24. Виды изображений к тесту: «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

77

Рис. 25. Виды изображений к тесту: «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

78

Часть 11

Рис 26. Виды изображений к тесту: «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

где сотни обозначают количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу ри­сунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответ­ствующим типам и подтипам, которые представлены в табл. 1. Интерпретация данных. Собственные эмпирические исс­ледования, в которых получено и проанализировано более 2 ты-

Глава I 79

сяч рисунков, показали нам, что соотношение различных эле­ментов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ по­зволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики .

Примечание. Типы—это наиболее сильно различающиеся меж­ду собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности.

Характеристики типов.и подтипов нуждаются в постоянном уточнении. К настоящему времени они описываются весьма краткими характеристиками. Дальнейшая конкретизация этих характеристик возможна при увеличении статистической выборки и комплексирования теста с другими тестовыми мето­диками путем выявления корреляций между психологически­ми показателями. Типологическая характеристика основана на частоте встречаемости определенного типа среди предста­вителей той или иной профессии, а также на экспертной и субъ­ективной валидности, полученной в результате большого чис­ла бесед и наблюдений при обследовании. Результаты, полученные с помощью данной методики, сопоставлялись с по­казателями цветового выбора в тесте М. Люшера, показателя­ми темперамента по опросникам А. Айзенка, В.М. Русалова и с данными теста "Дерево".