Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 14 из 35)

Пример интерпретации

На рис. 27 выполнен вариант теста конструктивных рисун­ков человечков из геометрических фигур. Первый рисунок имеет формулу 334 и относится к типу "ученых", для которых характерно умение быстро абстрагироваться от конкретного и делать обобщения, приводящие к объяснительным теориям. Обычно это люди, которых "о чем ни спроси — все знают", на все стараются разработать теории и концепции. Имеют тяготе­ние к синтетическим видам искусства: театру, кино, эстраде, цирку, обладают некоторой эксцентричностью в поведении, актерским мастерством. Второй рисунок имеет формулу рисун­ка 551, которая не является правильной, т. е. сумма цифр со­ставляет больше 10, что часто бывает при рассеяном внимании.

Третий рисунок имеет формулу 433, которая соответствует "тревожно-мнительному" типу, для которого характерно стремление к чистоте и порядку; у мужчин это часто выража­ется в культе "чистой сорочки". Грязь и беспорядок у людей этого типа вызывает физическую непрязнь. Имеют большой

Глава!

Рис. 27. К интерпритации теста «Рисунок человека из геометрических фигур» (см. объяснения в тексте)

диапазон одаренности — от литературной до тонких ручных навыков. Могут неожиданно для других сменить профессию (им обычно тесно в рамках одной профессии); при этрм они ча­сто сомневаются в своих возможностях, нуждаясь в м лгком под­бадривании. На первом рисунке прорисована (акцентирована штриховкой) шея, что часто бывает у лиц, отличающихся вы­сокой ранимостью; на двух других частично прорисовано лицо, что чаще означает более высокий интерес к собеседнику. В це­лом можно отметить наличие графических способностей, а так­же значительный размер рисунка, что свидетельствует о нор­мальном физическом состоянии и отсутствии утомления.

Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — бу-ДУЩие перспективы.

L

Глава 2

Графический тест "Дерево"

Л

Историческая справка. Проективный графический тест "Дере во" встречается в практике психологической диагностики до­вольно давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцар­ский профконсультантЭ. Жюккерт, который увидел в осо­бенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполнен­ных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инст­рукции необходимо было изобразить поочередно "просто дерево", "мертвое", "замерзшее", "счастливое", "испуганное", "грустное" и "умирающее" деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков: "за­мерзшее" дерево обычно рисовалось самым маленьким, "мерт­вое" дерево — в горизонтальном положении, "счастливое" рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной.

В первом рисунке — "просто дерево", по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты челове­ка, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.

Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как "застывший жест", в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего (4 — 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные р?' акции человека, рисующего "испуганное" или "замерзшее" или "счастливое" деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая "чистая экспрессия", выражающаяся в заботе о форме изобра-1 жения. I

Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в иссле' дованиях П. Бура применялись иные инструкции. ПредлагЗ' лось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2. Повторить первое зЗ'

Глава 2

87

дание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагаетсяпредставить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый ри­сунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй — позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; цервертый — личностная идентификация (цит. по: 154).

Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест "Дом-дерево-человек" . Важным элементом в нем являет­ся и субтест "Дерево".

Для выполнения субтеста "Дерево" предлагалась следую­щая инструкция: "Возьмите карандаш и сделайте рисунок де­рева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево". После рисования экспериментатор предлагал испытуемым от­ветить на вопросы: "Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?". Считалось, что эти вопросы, "воз­вращающие в реальность".

> Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: "На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?" Кроме того, задавались воп­росы с целью выявления пережитых потрясений: "Это дерево живое?" "Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?" и т. д.

После выполнения задания и ответов на вопросы испытуе­мому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цвет­ных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на воп­росы.

В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологиче­ский анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка.

Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом боль­шое значение придавалось символизации признаков изображе­ния дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выде­ленные Кохом, что составляет так называемую нозологиче-

* См о тесте "Дом-дерево-человек" отдельную главу

88

Часть И

скую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.

Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту "Дерево", является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста (154). Считается, что нарисовать дерево — это прежде всего вспом­нить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: "моторные схемы", "имажинарные", "эстетические или интеллектуальные". Ри­сунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под вли­янием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, при­дают схеме личное, яркое содержание.

Результаты, полученные по тесту "Дерево", показали так­же наличие этнических особенностей. Так, например, в изо­бражениях дерева мусульманских женщин обычно встречают­ся корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отлич'ие от женщин западной культуры.

Таким образом, мы видим, что рисуночный тест "Дерево" получил довольно широкое распространение.

В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредствен­ного анализа рисунка произвольного дерева (см., например 120; 121; 145). Проблема, главным образом, заключается в со здании некоторой "типологии рисунка" дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.

Авторам данной книги на основании анализа обширного литературного материала удалось разработать собственный вариант теста "Дерево", который и приводится ниже. Этот вариант прошел эмпирическую апробацию, а в основу интер­претации положены не только данные эмпирического обследо­вания (с помощью данной методики), но также материал, пол­ученный в ходе бесед, в результате наблюдений и onpocof экспертов.

Описание теста "Дерево"

Цель методики: выявление индивидуально-типологич ских особенностей человека.

рлава 2

89

Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или ка­рандаш.

С помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследова­ние как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выпол­нить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, ко­торое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или ка­рандашом".

Интерпретация I ("типология рисунков")

При анализе значительного количества рисунков, выпол­ненных лицами различного пола и возраста (авторами проана­лизированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типрв рисо­вания дерева, а также определить ряд конкретных деталей, ис­пользование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей .

На рис. 28 представлена схема дифференциации изображе­ний дерева.

Тип 1 — "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множе­ством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к домини­рованию, организаторские способности, активность.

Тип 2 — "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения'не имеют, их более интересуют вопросы об­щего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствова­нию" , т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называ­емый "синтетический когнитивный стиль".