Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 15 из 35)

На рис. 30 представлен переход от схематического изобра­жения дерева к детализированному.

Тип 3 — "педантичное". Этот тип рисунка противоположен

* Эти различия были подтверждены как в ходе беседы с обследуемыми, "we и в процессе опроса хорошо знакомых с ними людей.

90

Часть И

Рис 28 Схема дифференциации изображений дерева

второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева при­бегают к большему числу деталей, отличаются педантично­стью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых

Глава 2

91

Рис 29 Разновидности I типа в изображении дерева

Рис 30. Переход от схемы к детализации в рисунке

Часть II

каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный.стиль".

Тип 4 — "зимнее". Для этого типа дерева характерно изо­бражение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выраже­ны черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встре­чается у детей.

Тип 5 — "пикническое". Для этого типа характерно под­черкивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивногол"ипа, о котором упоми­налось ранее.

Тип 6 — "эстетическое'*'. Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развито­стью эстетической формы, умением передать настроение, эс­тетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 31 и 32.

Тип 7 — "пальма", "экзотический тип". Обычно встреча­ется у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экс­травагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одевают­ся, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 — "характерное дерево". Изображение дерева дан­ного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзоти­ческие цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощ­ный ствол, а также множество неожиданных предметов, ви­сящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки-Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суж­дений, необычностью характера, самобытной индивидуаль­ностью.

Тип 9 — "сюжетный". Для данного типа характерно рисо-

Глава 2

93

Рис. 31. Разновидности эстетического изображения ели

Рис 32. Разновидности эстетического выполнения рисунка дерева

94 Часть II

[~

i

___________________________________________________________________________________________._____________________1

*Рис 33 Разновидности VII типа в изображении дерева

вание пейзажа, на котором изображено одно или несколько де­ревьев, а также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево

Глава 2 ■ 95

Рис 34 Разновидности VIII (характерного) типа в изображении дерева

96

Часть II

может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно от­нести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представ­лять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветка­ми, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дере­ва может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II ("психология деталей")

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь Сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправ­ленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным на­шего обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбужде­нии, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных ча­сты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящих­ся к результативности в деятельности.

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хрониче­ском заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следу­ющие варианты выполнения.

Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контрвопросом и др. "Ему дали инструкцию рисо­вать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать ком-

Глава 2

97

Рис. 35. Уменьшенное изображение деревьев

ментарии: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень Рисую".

Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто — дупло. Такое изображение можно ин­терпретировать как наличие больших незавершенных пла­нов человека.

Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о пе-

98

Часть II

реутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 35).

Слишком большие размеры изображения — внутренняя раскованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.

Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельству­ет об инфантильности.

Комментарий к тесту

На рис. 36 выполнен тест "Рисунок дер'ева". Наиболее при­мечательными чертами изображения являются:

1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или се­строй;

2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чув­ство вины, по нашим наблюдениям — стремление к резуль­тативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, ожив­ленностью, отличающихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".

3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, ха­рактерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, по­иске "своих корней".

Интерпретация III теста "Дерево" (комплексная, по Рене Стора; перевод с французкого Н.С.Потылицыной).

Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х — 80-х годах, основаны на статистической валидизации и получе­ны в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изобра­жение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Ри­сующему дается следующая инструкция: "Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку". Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует из-

Глава 2

99

Рис. 36. К интерпретации теста «Дерево»

бегать слова "еще", которое может послужить стимулом к по­вторению изображений предыдущего дерева.)

Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует пси­хологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать "дерево мечты" (т. е. воображаемое Дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами.Лри этом считается, что "дерево мечты" позволяет вы­явить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом Можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику Решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми гла-

100

Часть II

зами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфлик­ты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрика­ции, выявленной статистически. Среди разделов этой рубри­кации можно отметить следующие.