Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 16 из 35)

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т. д.

Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оп­тимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потреб­ность в согласии, зависимость и т. д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.

Форма деятельности: регулярность, системность, находчи­вость, медлительность и т. п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание.

Исходя из данной рубрикации, на основании анализа гра­фического материала Р. Стора выделил так называемые фигу­ры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:

I. 1-6 — свобода от инструкции;

П. 6-10 — почва;

III. 10-15 — корни;

IV. 15-22 — симметрия;

V. 23-26 — кресты;

VI. 26-35 — положение на странице;

VII. 35-69 — форма листвы;

VIII. 69-78 — штриховка;

IX. 78-97 — ствол;

X. 97-101. — общая высота дерева;

XI. 101-113 — высота кроны;

XII. 113-120 — ширина кроны;

XIII. 120-125 — выступающие части;

XIV. 125-146 — особенности линий;

XV. 147-149 — разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналитиче-

Глава 2

101

Рис. 37. К тесту «Дерево». Элементы изображения (по Репе Стара)

102

Часть II

скую схему рисунка дерева (рис. 37) и представляет собой по­пытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим, тест "Дерево" претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стаби­лизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый ниже вариант интерпретации, который при­менялся на нашем факультете, мы считаем полезным дополне­нием, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошл'а достаточную апробацию. Тем не менее, этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позво­ляющий уточнить и частично верифицировать те данные, ко­торые могут быть получены в результате применения интерп­ретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности авторов рисунка.

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. "Свобода от инструкции"

1. Множество деревьев (не связанных почвой — детское по­ведение; не подчиняется инструкциям).

2. Два дерева — может символизировать "он и другие" (см. расположение на странице и использованные фигуры).

3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева — воображение, эмоциональность.

4. Пейзаж вокруг дерева — чувствительность.

5. Поворачивание листа по горизонтали — независимый ум, признак ума, рассудительность.

II. "Основание"

6. Одной чертой — фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) — на­вязывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа — спонтан­ный контакт, неожиданное отступление. Импульсивност > Капризность.

Глава 2

103

8. Подъем основания в правый верхний угол — задор, энту­зиазм, увлеченность.

9. Основание вниз — отсутствие рвения, подавленность, разбитость.

III. Корни

10. Корни меньше, чем ствол — хочет узнать, что от него скрыто.

11. Корни на высоте ствола — любопытство, вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол — большое любопытство, вы­зывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой — инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами — способен раз­личать и распознавать реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют пря­мой угол и расположены напротив друг друга — силится ка­заться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично—напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви'образуют со ство­лом угол в расположении поочередно с обеих сторон — колеба­ние в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность — ис­точник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование — подвижность, сопровождаю­щаяся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвыГ

22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, сви­детельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии вооб­ражения, никак не проявляемого внешне.

104

Часть И

V. Крест

23. Крест в корнях

24. Крест в стволе

25. Крест в листве

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.

VI. Расположение на странице

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция — привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.

27. Левая позиция с тенденцией к центру — двойное жела­ние покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо — желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен на­клон вправо или влево. При доминировании наклона слева на­право — направленность к внешнему миру, будущему.

29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потреб­ности строгой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция — потребность опереться на авторитет. Иногда — мать, не обеспечивающая безопасности.

30а. Правая позиция с тенденцией к центру — поиск согла­сия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) — ком­пенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск са­мообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32. Нижняя.позиция (целиком в нижней половине) — впе­чатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненуж­ность.

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34. Левая позиция, центральная и правая позиции, не­сколько деревьев — может быть сомнение в поведении или бо­гатство воображения, в соответствии с качеством линии и ори­гинальностью форм.

34а. Центр дерева — личный способ поиска равновесия.

Глава 2 105

VII. Форма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола — нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов — фрустрированная нежность.

37. Круги в листве — словесная активность, поиск ободря­ющих и прощающих переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья — чувствует себя по­кинутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва — отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) — порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны — ищет уверенности в разнооб­разных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) — чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) — ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем.

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях — принятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы — немного стес­нен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва — умение получать и да­вать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) — сохра­нение самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) — непроявляе-мая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) — инфантильные суждения, которые проводят незначимую лич­ную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали — тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве — разнообразит свои знания. Память.

49а. Детали на стволе — помнит о мелочах в повседневной Жизни.

106

Часть II

50. Множество серий деталей — тенденция к систематиче­ской деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой, — круглый про­туберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны — инфантильный поиск покровитель­ства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено), — потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (кру на вершине ствола, лучи вокруг), — нормально для детей 7 ле Признаки отставания — после 7 лет.

53. Ветви на одной линии — побег от неприятной реально сти, приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке — поис точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий — хорошее различение реальности 55а. Обрезанная ветвь — аффективная травма.

56. Ромбы и 1 /2 ромба из одной линии + круги в листве — неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии — мене., уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворен­ность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги — отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенса­ции нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов — больше зре­лости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1 /2 ромба из двух линий+круги — испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противопо­ложными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов — умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе за­нятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) — находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим обаянием для победы.