Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 18 из 35)

137. Кривые, медленнме линии, очерчивающие ствол, — замедленная активность из-за беспокойства и чувства непрео­долимости препятствий.

138. "Макаронные линии" — тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139. Плохо выполненные исправления ствола — выявляет

Глава 2

113

ошибку из-за потребности быть наказанным. Различные амби­валентности. Неблагоприятные суждения о себе.

139р. Плохо выполненные исправления на листве или кор­нях — to же значение, что и в 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

140. Хорошо выполненные исправления на стволе — поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью пред­ставить то, что имеет ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, — реактив­ный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не пу­тать с отношением упрямства).

142. Разные линии, очерчивающие ствол, — вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят аг­рессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол, — активность и самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве — скрытность, недоверчи­вость.

145. Прямые и четкие линии на стволе — решительность, активность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве — тен­денция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле — доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

148. Отсутствие ветвей — трудность установления контак­тов.

149. Круг в основании ствола — чувствует себя защищен­ным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.

В данной интерпретации выбор между различными психо­логическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же Испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа Укрепляется, противопоставляется и уточняется. Рассмотрим пРимер: дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в цен-

114

асть И

тре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформирован­ные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомне­ний в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается ком­пенсировать ее с помощью успокаивающих.привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ство­ла, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы, — вера в себя возмо*жна для него в систематически повторяющихся по­ступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существо­вать тенденция к агрессивной критике, более или менее скры­тая. Если они расширены, мы можем предположить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессизносхь (включая самого ис­пытуемого, если линии направлены вниз, т. е. на себя).

Комментарий к тесту

Как видно из текста и приведенных вариантов изображе­ния, существуют разные уровни анализа теста "Дерево", и для исследователя остается некая свобода выбора — что именно ис­пользовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи — большая работа, которая по­требует усилий многих и многих исследователей. Но одновре­менно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.

Отметим здесь, что наличие потенциально гигантского чис­ла признаков в анализе изображения дерева (так же, как и дру гих видов изображения) поначалу затрудняет работу практи­ческого психолога по использованию данного типа тестов' Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитически

Глава 2

115

интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с ди­агностическими процедурами.

В ншем исследовании мы попытались выделить лишь на­иболее общие признаки изображения. И сделали это сознатель­но — для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выде­ление отдельных признаков изображения и построение спосо­бов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать рабо­ту практического психолога недостаточно корректной.

Глава 3

Психодиагностический комплекс графических тестов: "Свободный рисунок", "Картина мира", "Авторпортрет"

Историческая справка. При рассмотрении человека в научном контексте представители самых разных областей знания (био­логи, медики, философы, эстетики, искусствоведы, политики и т. д.) стремились построить ту или иную типологию людей, описать те или иные типы личностей, которые повторяются сре­ди множества индивидуальностей. Критериями дифференциа­ции на типы служили самые различные основания: расовые и культурные, антропометрические данные и психологические особенности нервной системы, темперамента, интеллекта, во­ли, характера, социальных установок и т.п.

Одной из наиболее подробно описанных и хорошо извест ных типологий личности является психологическая типологии К.Юнга, впервые опубликованная в 1921 г. Эта типология за воевала популярность и с пристальным вниманием изучаете! специалистами-психологами и по сей день. Немецкий писа тель-романист О.Шмиц писал, что система Юнга дает возмож ность психоанализу стать на служение высшему развитию че ловечества, а знаменитый профессор синологии Р.Вильгельм так писал о работах Юнга: "Оставляя открытым вопрос, нашел ли Юнг истину или нет, следует признать, что в настоящее вре­мя нет вообще ни одного психолога, который мог бы сравниться с ним как в практической проницательности, так и в теорети­ческой глубине, смелости и беспредрассудочности. Его учение являет собой полнейший переворот в психологии, которому фрейдианство дало лишь крайне односторонний толчок" (116. C.VI).

Французский критик Э.Берль писал, что "среди многих ни­кто не трудился с большим успехом, нежели Юнг, над тем, что­бы вывести психологию из грамматической темницы", в кото­рую она, по мнению Канта, была заключена (Там же. С VII-VIII).

Типология К.Юнга опирается на обширное исследован) культуры, начиная с античных времен. Анализ типологич

Г.твак 117

ских концепций, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил выдвинуть идею об экстра- и интровер-хии, представляющих собой сложное диалектическое единст­во осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основана на доминировании основных пси­хических функций: мышления, интуиции, ощущения и чув­ства.

Таким образом, исходя из концепции о типах, К.Юнг пред­лагает рассматривать 8 типов:

1У экстравертированный мыслительный тип,

2) интровертированный мыслительный тип,

3) эктравертированный ощущающий тип,

4) интровертированный ощущающий тип,

5) экстравертированный чувствующий тип,

6) интровертированный чувствующий тип,

7) экстравертированный интуитивный тип,

8) интровертированный интуитивный тип.

В контексте нашей книги важно отметить, что, со своей сто­роны, английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г.Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, при­шел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие $ личностной типологией К.Юнга.

В своем анализе Г.Рид опирался на разнообразия форм ху­дожественного выражения детей. Для обнаруженных восьми Видов рисунков — эмфатический (импрессионистский), гапти-Ческий, ритмический, структурный, органический, перечисля­ющий, декоративный, имажинарный — он выделил некоторые характеристические признаки.

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрес­сивный) характеризует стремление передать атмосферу непос­редственного выражения ощущений, впечатлений.

2. Гаптический рисунок характеризует изображение ка­ких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, напри-Мер, "болит ухо", "голова болит" и т.д.

3. Ритмический рисунок — в нем главное значение приоб-

118

Часть II

ретает изображение1 движения: машина едет, человек бежит и т.д.

4. Структурный рисунок — главное внимание направленс на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактна 5 фигура, так и сложное целое, например, площадь города.

5. Органический рисунок отличается тем, что художник от дает в нем предпочтение органически естественным формам стремясь изобразить, например, деревья, человека, животны и т. д.

6. Перечисляющий рисунок — в нем изображаются различ­ные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью, часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные де­тали или предметы.

7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цве­та, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украше­ния и т.д.

8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сю­жет, заимствованный из книги, отдельный персонаж,также из книги или собственной фантазии и т.д.

Схема классификации различных типов рисунков приведена ниже.