Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 19 из 35)

Как уже указывалось, Г.Рид установил эмпирическое соот­ношение между психологическими типами, описывающими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его ху­дожественного выражения, что отражено в следующей схеме:

Мыслительный тип Личностный тип Вид рисунка
экстраверт интроверт перечисляющий органический
Чувствующий (эмоциональный) экстраверт интроверт декоративный имажинарный .
Ощущающий (сенсорный) экстраверт интроверт эмфатический гаптический
Интуитивный экстраверт интроверт ритмический структурный

J

Глава 3 jjg

Краткое описание психологической типологии К.Юнга

1. Эктравертированный мыслительный тип — Перечисля­ющий рисунок — изображение нескольких предметов знаков которые не связаны общим сюжетом, т.е. простое перечислениё (рис.38). Рассудочные люди, действующие исходя из интеллек­туально обдуманных мотивов с ориентацией на факты обще­признанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образова­ния. Мышление их позитивно, ведет к новым фаКТдМ или общим концепциям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпириче­ских данных "не прерывается" до конца, а объяснение сводится к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это Реформатор общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то может стать брюзгой мудрствующим и самодовольным критиком, которь,и и cegH и других хотел бы "втиснуть" в свою схему.

Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуаль­ную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле "цель оправдывает средства".

Насколько широк размах индивидуального самопожертво­вания, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип — эмфатиче­ский рисунок — стремление к передаче атмосфер к непос_ редственному выражению ощущений (рис.39).

У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция Чрезвы­чайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины для которых ощущение есть конкретное проявление жизни ее полноты.

Человек осязаемой деятельности, без склонности к рефлек­сии и властолюбивых намерений. Основные тенденции__от

грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета .Вы­тесненная интуиция может развиваться в фантазии ревности Или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы Заболе-

120

Часть II

Рис. 38. К тесту «Свободный рисунок» (перечисляющий вид изображения)

Глава 3

121

Рис. 39. К тесту «Свободный рисунок» (эмфатический вид изображения)

вания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.

3. Экстравертированный чувствующий тип — декоратив­ный рисунок (рис.40).

Для декоративного рисунка характерно рисование орна­мента, узора, цветов и т.п.

122

Часть II

Рис 40 К тесту «Свободный рисунок» (декоративный вид изображения)

Глава 3

123

Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руко­водствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особено сильно проявляется в выборе объекта любви: "любит подходящего мужчину", отвечающего ее разум­ным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: "Я не могу так думать, потому что не чувствую этого". Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепри­нятое.

4. Экстравертированный интуитивный тип — ритмиче­ский рисунок — изображение движущихся объектов (рис.41).

Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесня­ются интуицией, с помощью которой человек стремится до­стичь наибольших возможностей. Интуиция — то вспомога­тельное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна открыть выход из положения. Часто объекты представляются преувеличенно ценными, обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Об­ладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней "силой рока". Мало считается с благополучием окружающей среды Физическое состояние окружающих, как и его собствен­ное, не является веским аргументом. Обладает собственной мо­ралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за про­фессии, позволяющие развить его способности.

5. Интровертированный мыслительный тип — органиче­ский рисунок — изображение органических форм: растений, животных, человека (рис.42).

Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательст­ва, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложе­нием субъективной идеи первоначального символического об­раза, воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на "оригинальность". Обычно полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным или отвергаемым как помеха. Тип остается нор­мальным до тех пор, пока "Я" чувствует себя ниже уровня бес-

124

Часть II

Рис. 41. К тесту «Свободный рисунок» (ритмический вид изображения)

Глава 3

125

Рис. 42. К тесту «Свободный рисунок» (органический вид изображения)

сознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, нежели "Я". В противном случае рождается подо­зрительность, переходящая в неврастению, анемия как следст­вие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хо­роши.

126

Часть II

Рис 43 К тесту «Свободный рисунок» (гаптический вид изображения)

6. Интровертированный ощущающий тип — гаптический рисунок. Изображение как бы изнутри идущих ощущений — "болит ухо", "болит голова" и т.п. (рис. 43).

Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, т.е. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъек­тивны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впе­чатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего суще- < ствуют люди, почему объекты имеют право на существование. Отличается странностью, субъективностью поступков. На ок­ружающих данный тип-действует подавляюще, сводя все к не­кой "правильной" формуле норматива субъективного содержа­ния,'"чтобы не выделялись" и держались в должных границах Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят уси ленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случая* становясь жертвой агрессивности и властолюбия со сторонь других вследствие своей начальной безобидности. При отсут ствии художественных способностей самовыражения, впечат ления у ходят вглубь, а при их наличии выражаются архаическ i банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вы

127

Рис 44 К тесту «Свободный рисунок» (имажинарный вид изображения)

теснена интуиции, имеющая экстравертированныи и архаиче­ский характер.

7. Интровертированный чувствующий тип — имажинар­ный рисунок — изображения персонажей, заимствованных из

128

Часть II

литературы, фантазии, отличающиеся оригинальностью само­выражения (рис. 44).

Постоянно ищет образы, не встречающиеся в дествитель-ности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину этого чувствования можно лишь полагать, но ясно постичь его нельзя. Оно делает людей молчаливыми, труднодоступными, которые, подобно мимозе, "свертываются" от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или по­разительное равнодушие. Основополагающие идеи: Бог, свобо­да, бессмертие имеют ценность чувства. Чтобы передать все бо­гатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего становится озабочен своим "Я" и делается несимпатичным. Интровертиро-ванному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного: Случается, что люди этого типа испыты­вают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отражение может поразить собе­седника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентрическим "Я", человек остается в норме. При доминировании "Я" начинает чувствовать, "что ду­мают другие", подозревая их во всевозможных низостях, в за-мышлении зла, интригах и подстрекательствах.

8. Интровертированный интуитивный тип — структурный рисунок — изображение некоекщелого, состоящего из частей, отображающее его общее устройство, обычноодин изолирован­ный предмет (рис. 45).

Интуиция этого типа направлена на внутренние субъектив -ные образы. Относится с вниманием к изменяющему объекту с живейшим сочувствием наблюдая особенности изменена объекта. Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с одно? стороны, фантазера и художника — с другой. Углубление ин туиции влечет за собой часто удаление от осязаемой действи тельности, и человек становится загадкой для своей ближай шей среды. Если это художник, то его искусство возвышаег вещи, которые бывают одновременно и значительными и ба нальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными i.