Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 20 из 35)

Глава 3

129

Рис 45 К тесту «Свободный рисунок» (структурный вид изображения)

причудливыми. Если он не художник, то часто бывает неприз­нанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для "психологических романов". На бессознательном уровне этот тип приобретает, как компен­сирующие, черты "ощущающего экстраверта". Отсюда — чрез­вычайная привязанность к чувственному впечатлению.

Психодиагностический комплекс графических тестов.

Упомянутые выше исследования Г. Рида действительно привели к возможности из всего многообразия тестовых изо­бражений выделить 8 основных видов рисунка и сопоставить их с юнговскими типами личности, однако степень такого со­ответствия нуждается в серьезной проверке. Нельзя не учиты­вать, что психологическая типология К.Юнга, положенная в основу интерпретации рисуночных тестов, была предложена много лет назад и в настоящее время нуждается в уточнении, поскольку понятия, используемые автором, не всегда доступны современному исследователю, и необходимо четкое обозначе­ние и проверка того, какая психологическая реальность стоит за ними. Тем не менее, мы полагаем, что интерпретация дан­ных графических тестов по типологии Юнга и схеме Рида мо­жет быть использована в работе практического психолога, но, конечно, она нуждается в дальнейшем уточнении, углублении

(130

Часть II

анализа, сборе фактического материала. Обсужденная выше идея обработки комплекса графических тестов принципиально позволяет сопоставить полученные данные с показателями других методик. При этом мы понимаем, что разработка до­полнительных тестов с соответствующей проверкой их пси­хометрических возможностей чрезвычайно трудна. Вместе с тем, мы полагали полезным воспользоваться опытом Г.Рида и, исходя из этой общей идеи, попытаться сформулировать новые диагностические процедуры, включающие следующие три гра­фических задания.

Первое задание заключалось в том, что испытуемый выпол­нял на бумаге любое изображение па своему желанию. Это за­дание мы обозначили как тест "Свободный рисунок". Считаем, что такие условия задания помогайте как бы "выплескивать" свое фоновое эмоциональное состояние.

Влорое задание предлагало выполнение другого изображе­ния, более конкретного — субъективное представление ок­ружающего мира, т.е. то, как видит его сам испытуемый. Данное задание мы обозначили как тест "Картина мира". Счи­таем, что этот тест может в какой-то степени выявить особен­ности мировосприятия, мироощущения человека.

XESJbS. задание заключалось в выполнении автопортрета и са­мо задание соответственно было обозначено как тест "Автопорт рет". С помощью этого теста мы пытались выяснить особенноси самоотношения, самораскрытия, представлений о себе.

Так возник диагностический комплекс, который состоит и. трех графических методик: "Свободный рисунок", "Картин, мира", "Автопортрет". Мы полагаем, что анализ рисунков этол комплекса позволяет (по схеме Г.Рида) осуществить выход н психологическую типологию К.Юнга и, таким образом, имет общую основу для интерпретации.

В результате эксперимента, в котором приняли участие бо лее 5 тысяч человек, различающихся по полу, возрасту и прс фессий, был получен обширный графический материал дл анализа.

Результаты наших исследований дают основание выск; заться определенно о факте существования 8 видов изображу ний, выделенных Г.Ридом (хотя довольно часто можно бы/ вести речь лишь о совмещении этих видов в одном рисунке -

ГлаваS 131

изображение обычно включало в себя не более 3 различных ви­дов, например, имажинарный, ритмический, органический или сочетание органического, декоративного, ритмического и т.д.). Опыт показывает, что эти виды рисунков в целом "укла­дываются" в психологическую интерпретацию типа человека, рисовавшего их.

Цель использования тестов: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: для "Свободного рисунка" и "Картины мира" ис­пользуется лист бумаги размером 15x20 см, для теста "Авто­портрет" — лист размером 10x15 см. Испытуемые могут поль­зоваться карандашами и авторучками.

Инструкция: "Вам необходимо выполнить три задания —

1) Нарисовать любое изображение по Вашему желанию (тест "Свободный рисунок"); 2) нарисовать "Картину мира", т.е. как Вы представляете себе окружающий мир (тест "Карти­на мира"); 3) нарисовать автопортрет, (тест "Автопортрет").

Примечание: Обследование может проводиться как инди­видуально, так и в групповом варианте.

Тест "Свободный рисунок"

Предварительные замечания. Многие люди любят рисо­вать. Иногда этим занимаются специально, приготовив каран­даши, краски, а иногда, сидя на лекциях или заседаниях, ма­шинально выполняют на листе бумаги те или иные изображения . Специалисты-графологи заинтересовались этими "почеркушками" и попытались проанализировать, чем они различаются, как их можно толковать, — так появились тесты "непроизвольного рисунка" (96. С.2).

"Еще на заре современной психологии, пишет Д.Торрей, — непроизвольные рисунки использовались для изучения психо­логии поведения... Интерпретацию непроизвольного рисунка Можно использовать для выяснения подробностей жизни ре-

* В качестве любопытного примераотметим, что в ООН обязательной процедурой стало уничтожение всех оставшихся после заседания бумаг

132

Часть II

бенка, или же для выяснения того, насколько взрослый человек переживает смерть своего родителя" (96. С.2-3).

Первые опыты показали достаточно высокую эффектив­ность этих тестов — они раскрывали некоторые особенности личности авторов рисунка. Ниже мы приводим данные анализа по обзору, выполненному Д.Торрей (96).

Профессиональные графологи Луис Вайсман и Патриция Сигель, члены школы социологических исследований в Нью-Йорке, проанализировали почерки некоторых "экстраорди­нарных личностей". Возьмите рисунки Рональда Рейгана, ко­торые свидетельствуют о такой черте характера бывшего Президента США, как жизнерадостность. Сравните их с рисун­ками Джона Ф.Кеннеди, в которых видны уверенность в себе, ярко выраженное качество, интуитивное чувство организации (рис.46, 47).

Рис. 46 Рисунок Джона Ф. Кеннеди

Рис. 47. Рисунок Рональда Рейгана

В настоящее время тест непроизвольного рисунка (в США интерпретируется очень опытными экспертами, которые счи тают, что такого рода упражнения в "почеркушках" имеют терапевтический эффект. Грегг Фурт -называет непроизвол! ные рисунки молитвой своему внутреннему" я", считая, что он "помогают освободить их автора от стресса".

Бетти Эдвартс предложила тест непроизвольного рисунк группе технических и руководящих работников, полагая, чт это поставит их в неловкое положение. К ее удивлению, все j участники эксперимента чувствовали себя весьма непринуж-

Глава 3 133

денно. По этим рисункам, считает Б. Эдвартс, можно полу­чить возможность провести анализ подсознания на глубоком уровне.

Здесь мы должны заметить, что результат использованного Б.Эдвартс приема назвать непроизвольным рисунком можно лишь с известной долей допущения. Скорее это рисунок, вы­полненный на свободную тему, поскольку предложение выпол­нить изображение исходило не из непосредственного желания испытуемых, а было предложено экспериментатором, имею­щим вполне определенную цель.

Мы думаем, что для целей психологической диагностики может быть исключительно необходим не только анализ рисун­ков, графических набросков, непроизвольно нанесенных во время отвлечения внимания или при выполнении другой рабо­ты (этими данными далеко не всегда можно располагать) , важ­но, хотя бы в самой малой степени, "озадачить" человека, оп­ределить характер его деятельности.

При этом психолог-исследователь всегда попадает в уже от­мечавшийся конфликт между "стандартностью" задания и сво­бодой творчества, самовыражения пришедшего на встречу с психологом человека. Описанные ранее тесты страдали именно этим ограничением — они строго задавали либо'тему рисунка, либо характер используемого графического материала.

Мы попытались развить идею Б.Эдвартс в нашей практике и предложили в качестве версии психодиагностических задач наименее жесткое (в указанном выше смысле) графическое за­дание — выполнить рисунок на свободную тему, который пол­учил название тест "Свободный рисунок".

Далее задача заключалась в том, чтобы как можно точнее и психологически грамотнее. интерпретировать полученные изображения, составляющие основной материал для анализа в тесте "Свободный рисунок".

Известно, что в свободной изобразительной деятельности существует два основных приема: рисование с натуры и рисо-, вание на основе собственной фантазии и воображения. С пси­хологической точки зрения эти два различия предположи-

* Сравните, например, образцы рисунков А. Пушкина, Ф. Достоевского, • Эйзенштейна в части I данной книги.

Часть 11

тельно объясняются в связи с явлениями экстра- иинтроверсии. Напомним, что эти типологические различия людей были опи­саны К. Юнгом (1921). Как указывалось выше, Г. Ридом (146) была установлена определенная связь между характерными особенностями (видами) рисунков и типологическими особен­ностями их авторов. Эти результаты мы положили в основу ин­терпретации теста "Свободный рисунок".