Исследование "образа мира" имеет определенные сложности, поскольку, как считает С.Д.Смирнов, "образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира" (93. С. 1-5). Таким образом, разные уровни существования картины мира, связанные между собой как категории сущность и явления; Петухов В.В. (79) дополняет это положение тем, что поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально. Ядерные (представление мира) и поверхностные (знания о нем) структуры различаются иначе, чем разные — более или менее глубокие (глубинные) — уровни познания.
Введение понятия "образ мира" позволяет значительно расширить круг исследуемых психических явлений, от которых существенно зависят способы практической ориентации человека в окружающем мире.
Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей "образа мира", "картины мира" предлагается выполнить инструкцию: "Нарисуйте "картину'мира", т. е. мир, его образ, как вы его себе представляете".
Материал. Используется лист бумаги размером 250x150 см, карандаши, ручки.
В нашем эксперименте приняли участие взрослые испытуемые, мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет (более 300 человек).
Интерпретация. На основании особенностей изображения было выделено пять основных видов рисунков:
141
Рис 53 К тесту «Картина мира» (структурный вид изображений)
1. "Планетарная" картина мира — изображение земного! шара, других планет солнечной системы — когнитивная картина мира, в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.
2. "Пейзажная" — в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей,, животных, деревьев, цветов и т. п. — по самоотчетам — желаемая картина своего окружения.
3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — "то,
142
Часть II
Рис. 54. К тесту «Картина мира»: / — органический рисунок; 2,3 — имажинарные рисунки
что приходит на ум". Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.
4. Опосредованная или метафорическая картина мира, передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.
5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.
143
Рис. 55. К тесту «Картина мира»:
1 — эмфатический рисунок; 2 — гаптический рисунок; "t t " 3,4 — ритмические рисунки
к Исходя из перечисленных видов изображений "картины мира", можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.
В основу первоначальной интерпретации теста "Картина
J44
Часть II
Рис. 56. К тесту «Картина мира»:
1 — декоративный рисунок; Z — перечисляющий рисунок; 3 — имажинарно-ритмическии
Глава
145
мира также можно взять описанные выше психологические типы K.toHra, определенные в соответствии со схемой Г. Рида (см. с. 1Ц), позволяющей классифицировать полученные нами рисунки. \
Мы приводим некоторые из примеров рисунков, которые дают возможность построить предварительную классификацию рисунков по Г. Риду, которая далее может уточняться и (при большом объеме материала) структурироваться на основании техники экспертных оценок.
Тест "Автопортрет"
Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т. д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках "Я-концепции", адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной психологической проблемой.
Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является то, что проблема самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т. п.), и это является весьма односторонним подходом.
Мы полагаем, что для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полезным стать тест "Автопортрет".
По мнению О. Кандаурова (53), автопортрет как форма самоописания начался с первых артификационных акций, прошел стадию собственно художественных произведений, и, на-
146
Часть II
конец, вышел на уровень фиксированного самосознания человеческого индивида. /
История автопортрета, по-видимому, восходит к пиктографическому письму. Когда необходимо было передать сообщение о себе, своих действиях, рисовали свой портрет, который узнавался другими при расшифровывании подобных сообщений.
В живописи и графике автопортрет как жанр занимает особое место, имеет длительную эволюцию и разнообразие форм. Некоторые художники чаще других обращаются к этому жанру, запечатлевая себя в разные периоды жизни, в различных ситуациях, иногда таких, которых не было в жизни, но которые являлись в воображении, или же изображают себя свидетелями тех или иных волнующих исторических событий. Другие художники весьма редко пишут автопортреты или не пишут вовсе, объясняя это сложностью жанра и т. д.
С художественной точки зрения основа работы над автопортретом — осмысление художником своего духовного склада, постижение своего*характера, своих привязанностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу. Это долговременый процесс, он имеет свои законы развития, богатство и разнообразие форм. Автопортрет проецируется на изобразительную плоскость сквозь самокритичность, а момент, когда художник приступает к созданию автопортрета, является итогом самопознания, а не началом его. В психологическом смысле автопортрет создает (как и всякий портрет) магию мультипликации личности, а в случаях двух, трех и более произведений дает возможность проследить и линию судьбы (53).
По определению, автопортрет — это изображение человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.
Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнооб разие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:
\ Главам
147
— изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
— изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;
— изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;
— автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя. Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;
— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и f. д.;
— исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходившем в действительности;
— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него, например, композиции великих мастеров, где автор вместе с толпой караемых грешников то низвергается в преисподнюю, то наделяет своими чертами отрубленную голову Голиафа, то оказывается рядом с жертвами разрушаемой Помпеи, то музицирует на пару и т. п. Бывает, что художник, включивший себя в вымышленную историческую или мифологическую сцену, не принимает в ней непосредственного участия, а как бы со стороны смотрит на происходящее, объективно подчеркивая свою принадлежность к другому времени и иному миру. Это Дирк Боутс в "Тайной вечере", Лука Синьорелли в "Страшном суде", Рафаэль в "Афинской школе" и т. д. (53).
Могут §ыть и такие ситуации, которые выполнены в жан-рово-бытовом, интимном ключе. Например, приятельское об-ЩениеК. Петрова-Водкинас А.С. Пушкиным, где великий поэт читает художнику и Андрею Белому свои стихи, или же изображение беседы нескольких автопортретов, находящихся в самых различных эмоциональных состояниях, олицетворяющих Разделение в сознании собственных представлений о себе.
148
Часть II
Развитие автопортрета как жанра связано, с одной стороны, с усилением личностного начала, углублением самосознания, своей значительности и самоценности, а с другой — с невиданным расширением и усложнением личности в связи с окружающим миром, развитием и обострением чувства сопричастности ко всему происходящему, тягой к осмыслению важнейших ' закономерностей бытия, пронизавшего собственный жизненный опыт.