Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 23 из 35)

Говорят, что всякий портрет в какой-то мере является ав­топортретом художника, его создавшего. На этом и основыва-/ется интерпретация графических тестов. Интересны наблюде­ния Н.Н. Евреинова, театрального режиссера, автора книги "Оригинал о портретистах", основанной на том, как пишет ав­тор, что "бог послал ему случай" послужить оригиналом для нескольких десятков произведений различных художников: И.Е. Репина, М.В. Добужинского, Д.Д. Бурлюка, В.В. Маяков­ского, Ю.П. Анненкова и др.

Н.Н. Евреинов писал об автопортретной тенденции худож­ника, анализируя личностные особенности художников, отра­зившиеся в портретах, которые они рисовали с него, Н.Н. Ев­реинова.

"У Репина, — пишет Евреинов, — в большинстве случаев все лица на портретах исполнены с присущей ему одному, ху­дожнику (а именно Репину) созерцательности; так и кажется, что они тоже художники, тоже некие Репины".

"... художник придает своему произведению, над которым он терпеливо трудится,... форму своегр ума и цвет своей души... у нас у всех свои очки, окрашенные в цвет нашей души, и на­прасно протирать их; они все-таки останутся розовыми или си­ними, черными или красными ..." (39. С. 26).

"Каким властным, каким убедительным и постоянным дол­жен быть художник в своих произведениях, чтобы мы, нагля­девшись на них, стали называть после него предметы действи­тельного мира его, художника, именами! Видеть их, как его, художника, образы! Стали, например, глядя на туманный за­кат в Лондоне, говорить подобно О. Уайльду, что это "закат Тернера", а глядя на каменные спины петербургских построек — что "это стены Дебужинского"!" (39).

Итак, с одной стороны, существует весьма распространен

Глава 3 149

ный жанр живописи и графики, именуемый автопортретом, представляющий величайший интерес как явление в области человеческой культуры, а с другой, — автопортрет — тест, ко­торый был бы весьма существенным дополнением к имеющим­ся графическим тестам как средство психодиагностического об­следования. Разумеется, невозможно сравнивать изображения, которые мы получаем при тестировании, с гра­фическими шедеврами художников-мастеров. Поэтому мы лишь условно называем наш тест "Автопортрет", заключая его в кавычки и рассматривая как одно из многих графических за­даний. И тем не менее, даже при несовершенстве изображения, его особенности, как показали более 500 автопортретов, со­бранных в нашем исследовании, красноречиво говорят об ин­дивидуальных особенностях их "создателей".

В психологии тест "Автопортрет" активно используется в США и других странах. В отечественной литературе описания теста "Автопортрет" нами не обнаружено. Хотя в тесте "Рису­нок семьи" испытуемые почти всегда выполняют собственное изображение, которое в большей степени анализируется пси­хологом в сравнении с другими членами семьи (а не само по себе как автопортрет).

Интерпретация I. Тест "Автопортрет" адаптирован Р. Берн-сом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), ко­торый предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. "Вы можете прийти домой, за­кричать или заплакать, — пишет Р. Берне, — но вы не мо­жете сделать это на работе. Все это отразится в вашем ри­сунке" (цит. по: 96. С 6).

Р. Берне трактует элементы, которые могут быть обнару­жены в автопортрете следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство сво­им интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозри­тельность, а также проявление озабоченности и гиперчувст­вительности по отношению к общественному мнению. Ма­ленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

150

Часть II

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные ораль­ные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсут­ствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязатель­ную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполага­ют неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают фи­зическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимо­сти. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей за­дачей стала разработка теста "Автопортрет" для выявления ин­дивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики: выявление индивидуально-типологиче­ских особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см;

Инструкция: "Нарисуйте свой портрет".

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами имеющими художественные способности. По графическим те­стам и по тесту "Автопортрет", в частности, всегда можно раз­личить лиц, обладающих "рукой художника". Легкость, гиб­кость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела

Глава 3

151

Рис 57 К тесту «Автопортрет» Эстетический вид изображения

бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыс­лители, по И.П. Павлову), для которых важно получить наи­более общие представления о явлении; частности и детали их

152

Часть II

Рис 58 К тесту «Автопортрет» 1 — схематическое изображение, 2 — реалистическое изображение

Глава 3

153

\ Рис 59 К тесту «Автопортрет». Метафорические изображения

154

Часть II

Рис 60 К тесту «Автопортрет» (в интерьере; см объяснений в тексте)

интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображе­ние соответствует синтетическому когнитивному стилю с тен­денцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с боле< тщательными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающие

Глава 3

155

Рис 61. К тесту «Автопортрет» (в интерьере; см объяснения в тексте)

большой педантичностью, склонные к детализации, аналитич-ному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или хи-

156

Рис 62 К тесту «Автопоотрет»

мической пробирки, спортивного снаряда, животного, расте ния, литературного персонажа и т. д. Такое изображение вы полняют лица художественного склада, обладающие развито фантазией воображения, творческими способностями и, раз&bsol; меется, известной долей чувства юмора.

Глава 3

157

Рис 63 К тесту «Автопортрет» (поза и движение, см объяснения в тексте)

5. "Автопортрет в интерьере" — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью кюжетному описанию, а также на­правленностью на внешнее предметное окружение.

158

Часть И

Рис. 64- К тесту «Автопортрет» (см. объяснения в тексте)

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шар­жем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие бо­лее высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное

Глава 3

159

состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем пережива­емая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улы-&bsol; бающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает :ебя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными ншжениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.