Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 24 из 35)

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица шсуется затылок; обычно такое изображение свойственно лю-

, обладающим противоречивостью в отношении к инструк-щи, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании жсовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить пер-'вый этап обработки материала.

Способы обработки данного теста могут быть самые различ­ные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и ко­личественные показатели изображения.

Таблица 1.

Обработка теста "Автопортрет"

№п/п Выделяемый показатель
1 Изображение в виде одного лица
2. —"— в виде бюста
3. —"— в полный рост
4. —"— профиля
5 —"— анфас
6. Схематическое изображение
7 Реалистическое —"—
__ 8 Мётаморфозное —"—

160

Часть L

№п/п

9. 10. 11. 12 13. 14. 15. 16. 17 18. 19.

20 21. 22. 23. 24.

Выделяемый показатель

Автопортрет в интерьере

Более одного изображения — 2, 3 и т. д.

Автопортрет на фоне пейзажа

—"— в декоративной рамке

—"— в эмоциональном состоянии

—"— в виде литературного персонажа

—"— выполненный в виде движущегося изображения

—"— с предметом в руках Размер изображения в кв. см. Высота изображения

Степень сходства изображения с ординалом по шкале 1 2,3

Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3 Наличие штриховки 1, 2, 3

Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3 Степень прорисовки лица

— наличие глаз

— наличие носа

— наличие рта

— наличие бровей

— наличие ресниц и т. д.

На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения те­ста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опрос­ников, параметров восприятия, памяти и др.).

Например, то, что изображено на рисунке 61 (4) можно опи­сать по табл. 1 следующим образом: портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все эле-

шваЗ

161

;нты лица, прическа, одежда с рисунком; портрет выполнен виде бюста, заключен в декоративную рамку, размер портре-свидетельствует о благоприятном физическом состоянии, о подчеркивает наличие румянца на щеках. Его оригинал об­дает выраженной общительностью, интересом к человеку и ясоторой демонстративностью (об этом свидетельствует на-*чие декоративной рамки и особенности прорисовки лица), тепень нажима и штриховки показывают наличие незначи-:льного внутреннего напряжения.

В табл. 2 представлено процентное соотношение выделен-ых при обработке признаков по группе в 500 человек (взрос-ых испытуемых — мужчин и женщин).

Из таблицы видно, что наибольший процент приходится на галистическое изображение лица анфас (31 %) иреалистиче-кое изображение в виде бюста (15 %), наименьший процент — на сюжетное изображение (2 %), а также портрет в интерь­ере (4 %). Метафорическое изображение всречается у 10 %. Результаты, приведенные в табл*. 2, позволяют выявить норма­тивные данные.

Таблица 2. Соотношение выделяемых признаков изображения в тес-ге "Автопортрет" (из 500 человек в %)

№п/п Выделяемый признак Частота встречаемос­ти признака (%)
1. Схематическое изображение в полный рост 5%
2 Схематическое изображение в виде лица 5%
3 Реалистическое изображение лица анфас 31%
4 Реалистическое изображение в полный рост 12%
5 Реалистическое изображение в полный рост с предметом 9%
6 Портрет в интерьере 4%
7 Сюжетное изображение 2%
8 Метафорическое изображение 10%

162

Часть!!

№п/п

Выделяемый признак •

Частота встречаемос­ти признака

9. 10.

Реалистическое изображение в виде бюста

Реалистическое изображение лица в профиль

15% 7%

Итого 100%

Материал, полученный в тесте "Автопортрет", можно тг же упорядочить по схеме Рида:

— перечисляющий рисунок — изображение нескольких ав топортретов при инструкции нарисовать один — мыслитель­ный экстраверт. Рис. 58 (1), рис. 64 (2, 3)

— органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. — мысли­тельный интроверт. Рис. 61 (1);

— гаптический рисунок — изображение себя в неком состо­янии, часто в состоянии болезни "болит зуб", "болит голова" и т. д. — сенсорный интроверт. Рис. 61 (2, 3), рис. 62 (2, 6);

— эмфатический рисунок — изображение себя в какой-ли­бо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экс­траверт. Рис. 60 (2);

— декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цве­тов и другого декора — сенсорный экстраверт. Рис. 61 (4).

— имажинарный рисунок — изображение себя в виде како­го-либо персонажа из литературно-художественного произве­дения, а также созданного в собственном воображении — эмо­циональный интроверт. Рис. 59;

— ритмический рисунок — изображение, в котором под­черкивается движение, т. е. изображение движущегося чело века — идущего, бегущего по лестнице и т. д. — интуитивньп экстраверт. Рис. 60 (3), рис. 63 (2);

— структурный рисунок — изображение себя "как есть" голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо

Глава 3

163

бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт. Рис. 58 (2).

Обобщенные данные о рисунках представлены в табл. 3.

Таблица 3. Соотношение индивидуально-типологических особенно­стей по тесту "Автопортрет" (из 500 человек, в %)

Вид изображения (по Г Риду) Психологический тип (по К. Юнгу) Соотношение особенностей изображения (%)
перечисляющий мыслительный экстраверт 2,4
органический мыслительный интроверт 30,3
эмфатический ощущающий экстраверт 3,2
гаптический ощущающий интроверт 2,2
Декоративный чувствующий экстраверт 8,8
имажинарный чувствующий интроверт 13,2
ритмический интуитивный экстраверт 20,8
структурный интуитивный интроверт 19,1

Данные таблицы позволяют судить о доминировании того или иного типа изображения в обследуемой группе.

Для более полной интерпретации теста необходима даль­нейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и дан­ных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.

Глава 4

Тест "Дом-дерево-человек" и его психологическая интерпретация

Историческая справка. Эта проективная методика исследова ния личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест пред­назначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем прово­дится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор назван­ных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объек­ты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития, и т. д.

Помимо использования теста "Дом-дерево-человек" в ка­честве проективной методики автор демонстрирует возмож­ность теста определять уровень интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами интеллекта со­ставляет 0,4—0,75). Это согласуется с данными традиционной диагностики уровня интеллекта с помощью рисунка.

Зарубежные исследователи считают необходимым допол­нительное изучение валидности теста "Дом-дерево-человек" как инструмента измерения интеллектуального развития и личностных особенностей.

Р. Берне при использовании теста "Дом-дерево-человек" просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зри­тельную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите, что действтельно происходит в нашей жизни (124; 154). В упрощенной форме "дерево" символизирует жизненную энергию и стремление к жизни.

Глава 4

165

Другим способом интерпретации может быть порядок, в ко­тором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если пер­вым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жиз* ненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими по­нятиями.

К. Кох, опубликовавший в 1949 г. данные использования теста "дерево" в качестве психометрического инструмента, считал, что рисунок дерева — это увеличенная в своих масш­табах графология. Как уже упоминалось, вариант теста "Дере­во" К. Коха предполагал выполнение рисунка трех любых де­ревьев, кроме хвойных, а интерпретация результатов проводилась с позиций психоанализа и заслуживает особого внимания, поскольку составлена на основании большого фак­тического материала, выявления эмпирической казуистики.