Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 25 из 35)

Обращаем внимание читателей, что далее в книге мы при­водим частичный вариант перевода интерпретации теста "Дом-дерево-человек" , который в дальнейшем послужил основой для разработки нескольких вариантов анализа теста при использо­вании их в практической работе.

Интерпретация признаков изображения в тесте "Дом-дерево-человек"

"ДОМ"

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таим обра­зом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутое™ (отверженности).

Дом вблизи—открытость, доступность и (или) чувство теп­лоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серь-' езный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против фактиче­ского хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в Интерперсональных отношениях.

166

Часть 11

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отра­жение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может стра­стно желать свободного сердечного общения).

Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, нео­бычно — выявляет сознательные попытки самоконтроля, при­способление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враж­дебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравне­нию с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реально­стью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пы-, тается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает труд­ности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект "очень чувствителен к дав­лению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы — созна­тельное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколь­ко это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обла­дает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Дв*ери. Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько), задние или боковые — отступ­ление, отрешенность, избегание.

Глава 4 167

Двери (одни или несколько) парадные — первый признак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потреб­ность к теплу извне или стремление демонстрировать доступ­ность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, избегание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельно­стью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой — значительное внутренне напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна. Окна — первый этаж нарисован в конце — отвраще­ние к межперсональным отношениям. Тенденция отграниче­ния от действительности.

Окна, сильно открытые—субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол —враждебность, отчужденность.

Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчуж­денность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — "пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша. Крыша — сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выра­жают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от соб­ственной силы воли.

Крыша, жирныйконтур, несвойственный всему рисунку,

168

Часть 11

— фиксация на фантазиях как источнике удовольствии, обыч­но сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая лич­ностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены — усиленно защитная (обычно с мнитель­ностью) установка.

Крмната. Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате,

2) интерперсональными отношениями в комнате,

3) предназначением этой комнаты (реальным или припи­сываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или нега­тивную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе — нежелание субъек­та изображать определенные комнаты из-за неприятных ассо­циаций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает верхнюю дальнюю комнату — незначительная тенденция к отчуждению.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату — мни­тельность.

Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изо­бражения ванны значима, возможно нарушение этих функции

Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) —нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается > взрослых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнитель ность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — уси­ленные защитные установки (и обычно повышенная мнитель­ность) .

Дополнения. Прозрачный, "стеклянный" ящик. Символ

Гчава4

169

Зирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничива­ясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потреб­ность зависимости при доминировании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно ок­ружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто­роны дорожки — указывают на незначительную тревогу в рам­ках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — пока­зывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, час­то сопровождаемая потребностью более адекватной социализа­ции.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, соче­тающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто воспринима­ется как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет. Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый — для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта,а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптирован­ный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух или не больше пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае

170

Часть II

является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враж­дебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4листа — нехватка контроля над вы­ражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности. *

Общий вид. Помещение рисунка на краю листа — генера­лизованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряже­но с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива. Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не при­знан дома. Или субъект испцтывает потребность в домашнем очаге который считает недоступным, недостижимым.