Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 26 из 35)

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отвержен­ности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Жела­ние отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он сим­волизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом ри­сует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изобра-

Глава 4

171

жать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложности* интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная бо­ковая линия находится справа) иди желание забыть прошлое (линия слева) ■

Перспектива тройная (трехмерная, субьектрисуетжгмень-шей мере четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружа­ющих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Разме/цние рисунка. Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероят­ность, что: 1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и отно­сительную недостижимость цели; 2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботли­вого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рису­нок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно и что это создает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка по левой стороне листа — акцентиро­вание прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склон­ность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Кон­тролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про­шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность сво­бодными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание "убежать" в буду­щее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий" контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышле-

172

Часть II

нии и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — ука­зание на неспособность к четкой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте "Дом"

№п/п Выделяемый признак
1. Схематическое изображение
2. Детализированное изображение
3. Метафорическое изображение
4. Городской дом
5. Сельский дом
б. Заимствование из литературного или сказочного сюжета
7. Наличие окон и их количество
8. Наличие дверей
9. Труба с дымом
10. Ставни на окнах
11. Размер окон
12. Общий размер дома
13. Наличие палисадника х
14. Наличие людей рядом с домом и в доме
15. Наличие крыльца
16. Наличие штор на окнах
17. Наличие растений (количество)
18. Количество животных
19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы
и т. д.)
20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3 __

Глава 4

173

N9 п/п

Выделяемый признак

21

22.

23.

Толщина линий по шкале интенсивности 1,2,3 Дверь открытая Дверь закрытая

"ЧЕЛОВЕК"

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображе­ния.

Голойа большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неа­декватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце — межперсональный ( конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мни­мое превосходство противоположного пола и более,высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой кон­троля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллекту­альном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и жела­ниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры — признак физической силы или по­требности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож­ности, защиты.

174

Часть II

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недо­статок жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище. Туловище угловатое или квадратное — муже­ственность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворен ных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения малоценности.

Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это ре­цепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действи­тельностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность домини­ровать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчекнуты — вбэможны слуховые галлю­цинации. Встречается у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакойкри-тики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стрем­ление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый, — пассивная зависимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Глава 4

175

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зре­лости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голо­ву, — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности. Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсо­нальных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вы­тянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях, или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная уста­новка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в фи­зической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем­ления.

Руки расслабленные и гибкие —• хорошая приспособляе­мость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротли­вость, ригидность.

Руки очень короткие —отсутствие стремлений вместе с чув -<-гвом неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность к лучшей

176

Часть i

приспособляемости в социальных отношениях с чувством неа­декватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левои стороне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависи­мость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных кон­тактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энеричность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достиг­нутого.