Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.
Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.
Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.
Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдержи-вающая.
Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.
Пальцы длинные — открытая агрессия.
Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.
Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела — открытый протест.
/ чава 4
177
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.
Ступни не изображены — замкнутость, робость.
Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.
Ноги акцентированы — грубость, черствость.
Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные — потребность без-I опасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.
Пша* Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный в беге — желание убежать, скрыться от коро-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.
178
Часть II
Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.
Кукла — уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, опту щение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек — может означать увиливание и нега тивизм.
Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам
Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Фон, окружение. Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.
Забор для опоры, контур земли — незащищенность.
Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.
Оружие. Агрессивность-Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы и руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Поза с широко расставленными ногами — грубость, черствость.
Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.
Глава 4 ' 179
Закругленные (округлые) линии — женственность.
Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.
Энергичные, уверенные штрихи—настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости — напряжение.
Тонкие продленные линии — напряжение.
Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.
Эскизный контур — тревога, робость.
Разрыв контура — сфера конфликтов.
Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.
Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.
Яркая линия — грубость.
Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Легкие линии — недостаток энергии.
Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность. Тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов. Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.
Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.
Короткие штрихи — импульсивное поведение.
Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.
Штрихи угловатые, скованные — напряжение, замкнутость.
Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, Женственность, слабость.
180
Часть II
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.
Штрихи слева направо — наличие мотивации.
Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.
Стирания — тревожность, опасливость.
Частые стирания — нерешительность, недовольство собой
Стирание при перерисовке (если перерисовка более совер шенна) — это хороший знак.
Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисун ка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемы i объект или на то, что он символизирует для субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт с собственно этой детальк (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщесла вию, высокомерию.
Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности. '
Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценное™ и незначительности. " Недостаток симметрии — незащищенность.
Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиях жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которукнэн им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.
Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким
Глава 4
181
интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
Избыток деталей. "Неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.
Особо щепетильная де/ализация — скованность, педантичность.
Ориентация в задании. Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его—критерии неутерян-ного контакта с реальностью.
Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.
Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.
По ходу рисования уменыпается"темп и продуктивность — быстрое истощение.
. Название рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке. Мелочность.
Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.
Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
"ДЕРЕВО"
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).
Корни — коллективное, бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Интерпретация рисункадерева всегда содержит постоянное
182
Часть II
ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).