Смекни!
smekni.com

Графические методы в психологической диагностике, Потемкина О.Ф. (стр. 28 из 35)

Как мы уже отмечали, интерпретация К.Коха была направ­лена в основном на выявление патологических признаков и осо­бенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпре тации имеется ряд противоречий и использование понятий которые трудно конкретизировать. Например, в интерпрета ции признака "округленная крона", "недостаток энергии" "дремота", "клевание носом" и тут же — "дар наблюдательно сти", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недо статочная концентрация" — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных оп­ределений. Например: "пустота, напыщенность, высокопар­ность", "плоский, пошлый, мелкий, недалекий", "жеманство, притворство, чопорность, вычурность", "фальшивость" и тут же — "дар конструктивности, способности к систематике, тех­ническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина, само­обладание", "воспитанность" — "напыщенность, чванство", "безучастность, равнодушие".

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консульти­рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, опи­санный в современной литературе (120; 121;127;134),который можно, по нашему мнению, использовать в повседневной прак­тике психологических консультаций.

Земля приподнимается к правому краю листа — задор, эн­тузиазм.

Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, не­достаточность стремлений.

Корни. Корни меньше ствола — желание видеть спрятан­ное, закрытое.

Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представлящее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Глава 4

183

Корни обозначены чертой — детское поведение в отноше­нии того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близ­ком окружении.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Коле­бания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивален­тность, могущаябыть источником внутреннего конфликта. За­торможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к про­шлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступ­ку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окру­жения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на при­вычки.

Расположение слева направо — увеличивается направлен­ность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на ав­торитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждаю­щих ощущений, чувство покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак­тов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окру­жающему, не противостоит ему;

Листва-сетка, более или менее густая — большая или мень­шая ловкость в избегании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий, — восприимчивость, открытое Принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.

184

Часть II

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира де­тским способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессив­ность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, при­нимающие малозначительные детали за характеристику явле­ния в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские по­иски защиты, норма для 7 лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятно­стей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Листья-петельки — предпочитает использовать свое обая­ние.

Зигзаги в листве — осторожность и скрытность.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, — женственность, приветли­вость, обаяние.

Пальма — стремление к перемене мест.

Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение. штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, померяться с ним силой, ре­флексия неудач,

Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внешнего принуждденя и невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, по­датливость.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — мо­жет самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, вну­шаемость.

Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, продуктивность.

i лава 4

185

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задер­живается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

"Вермишель" — тенденция к скрытности ради злоупотреб­лений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не со­ответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свои внутренни мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск под­держки. '

Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу» который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление ук­репить свое "Я" против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечтЫ о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рас­считывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы (страница делится на 8 частей).

1 /8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для 4 лет,

1 /4 — способность осмысливать свой опыт Л тормозить свои действия,

3/8 — хорошие контроль и рефлексия,

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 — интенсивная духовная жизнь,

6/8 — 'высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интерес08»

7/8 — листва занимает почти всю страницу > — бегство в Мечты.

186

Часть II

Манера изображения

Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад,

желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах,

хочет компенсировать чувство неполноценности, стремле­ние власти,

поиск безопасного убежища, против чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева — могут символизировать себя и другого близ­кого человека (см. положение на листе и другие моменты ин­терпретации).

Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж — означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интел­лекта, рассудительность.

Земля. Земля изображена одной чертой — сосредоточен­ность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изобра­жающих землю, в совокупности и касаются края листа — спон­танный контакт, затем внезапное удаление, импульсивность, капризность.

Таким образом, за время использования графических тес­тов накоплено много различных иятёпретаций. Каждый автор привносит свои варианты. Однако сведения о проверке интер­претаций весьма скудны. В связи с этим на факультете по под­готовке практических психологов Д.В. Скрипкиным под руко­водством проф. Ю.М. Забродина сделана попытка установить связь между особенностями личности и характерными призна­ками его рисунка, используя методику теста "Дом-дерево-че­ловек".

С помощью составленной для этой цели компьютерной про

Глава 4

187

граммы были выявлены соответстсвующие связи в пространст­ве признаков теста и свойств личности.

В качестве объективных характеристик были использованы результаты опроса по 16-ЛФ Р. Кэттела и опросник акцентуа­ций характера. Проводился контроль значимости различий вы­борок как по возрасту, так и по полу.

Первый этап работы заключался в выявлении признаков изображения дома, дерева и человека (на основании эксперт­ных оценок). Второй этап включал выбор списка личностных качеств на основе мнений экспертов. Третий этап состоял в том, чтобы сопоставить личностные качества испытуемых, выяв­ленные с помощью опросников с выделенными признаками ри­сунков.