Вместо мключеиия
243
точно так же,.как возникает он в отношении остальных психодиагностических методов.
Напомним, Что в свое время А. Анастази высказала мнение о том, что графические методы невозможно валидизировать, потому что они не поддаются количественной обработке. Вероятно, она имела в виду те специфически качественные данные, которые получаются в результате использования графических процедур.
На наш взгляд, рисунок, представляющий собой объективно существующий продукт человеческой деятельности, так же, как и другие продукты деятельности, имеет свою историю как в фил о-, так и в онтогенезе. История эта весьма продолжительна и интересна тем, что развитие графического продукта проходит ряд определенных этапов, каждый из них можетбыть подвергнут как качественному психологическому анализу, так и количественной обработке данных. Это обстоятельство, по крайней мере в принципе, позволяет провести критериальные проверки графических тестов на валидность и надежность, точно так же, как это делается для других психодиагностических процедур.
Как уже говорилось, в процессе такого анализа должно быть осуществлено структурное (или формально-структурное) расчленение рисунка с выделением его характерных элементов в качестве возможной базы для психологически ориентированной классификации собранных графических материалов, их последующей количественной и качественной обработки и интерпретации с цельювыяснения индивидуально-личностных особенностей автора графического продукта.
Мы привели несколько вариантов разработки схем анализа рисунка, и, как думается, нам удалось получить такие результаты, в которых отражены общие представления о рисунке, раскрыты его диагностические возможности, а также даны характерные признаки, которые в нем можно выделить.
При описании графических методов, имея в виду особенности их практического использования, мы отмечали, что при всех известных к настоящему времени попытках провести их проверку на валидность и надежность считается, что интерпретация рисунка, в основном, зависит от опыта работы практического психолога, т. е. лежит скорее в сфере искусства, а не науки, +i потому нет возможности практически выполнять объективный научный анализ. Такое "с
244
Иместо.шключення
порога" отрицание путей научного анализа графически-диагностических средств препятствует их распространению и развитию как научно-практического метода, который может внести ценный вклад в психологическуюдиагностику и часто может доставить сведения, которые невозможно получить с помощью других методических процедур. Естественно, что мы не могли обойти вниманием вопросы валидности и надежности этого специфического класса методик.
Рассматривая эту проблему, на первом этапе работы с графическими методами мы в основном ориентировались на способы субъективной и экспертной оценки валидности, а также на данные, получаемые с помощью метода контрастных групп. Кроме того, в ряде случаев мы применяли процедуры перекрестной валидности и сопоставляли данные, полученные с помощью графических методов, с результатами других методических приемов, в частности, опросников, .методов традиционной оценки продуктивности той или иной деятельности и т. д.
В результате были получены весьма устойчивые данные как по субъективной, так и по экспертной валидности (они оказались порядка 0,9). В практических реализациях лишьде-сять из ста обследуемых могли потем или иным причинам либо отрицать правильность характеристики, составленной для них с помощью графических методов, либо утверждать, что пока они еще не замечали за собой указанных особенностей.
По результатам дополнительных бесед они иногда соглашались с тем, что и в своем детстве "имели нечто похожее". Эти данные сами по себе интересны, но еще более важно то, что почти всегда независимыеэксперты, которые хорошо знали испытуемых , подтверждали наличие качеств, указанных в этих психологических характеристиках.
Большой массив данных, насчитывающий тысячи рисунков, значимые коэффициенты корреляции, полученные при сопоставлении количественных показателей графических методов с другими методами, также свидетельствуют о достаточной, по крайней мере для практических целей,
* II качестве намвисимых экспертов обычно выступалы учите ш, o.iii.i-кис родственники, ripy.iMi и сослуживцы участников обследования.
If место .шключения 245
эффективности графических диагностических процедур. Так, в частности; получены достоверные корреляционные (положительные) связи между особенностями выполнения рисунков, свойствами темперамента, измеряемыми по опросникам Г. Айзенка и В.М. Русалова, показателями акцентуаций и качеств личности по опроснику Р. Ксттелла и т. д.
Безусловно, использование графических методов встречает много трудностей на практике. Известно, например, что при идентификации почерка, несмотря на общее мнение экспертов об идентичности почерка, о его "абсолютном сходстве" на поверку оказывалось, что предъявленные рукописные отрывки были выполнены различными людьми. Это, конечно же, ставит еще одну крайне важную проблему — "разрешающей силы" графических методов. Необходимоосознавать, что наряду с индивидуальными различиями в изобразительной деятельности имеется подобие, сходство внутри того или иного типа графики, разнообразие типов личности внутри одного и.того же типа рисунка, и сходство это иногда столь высока, что вызывает недоумение. Этот пример показывает, насколько важна разработка специальной техники (и технологии) сопоставления, соотнесения типологической ("видовой") классификации графического продукта с индивидуально-типологическими классификациями людей, включенных в процесс психодиагностического обследования с помощью графических методов.
С учетом этой проблемы внимание авторов данной работы было акцентировано как на различии, так и на сходстве полученных изображений.
Наша задача в ряде случаев сводилась к тому, чтобы выявить типологическое сходство общего типа ■— ив графике, и в субъектах, что позволило более эффективно решать задачи сбора, анализа и интерпретации данных, осуществляя саму процедуру интерпретации единообразно для разных графических заданий.
Как наверное заметил читатель, мы стремились к стандартизации методик, и, по нашему мнению, ее можно достигнуть, в частности, за счет единой инструкции, даваемой экспериментатором, единообразия самой процедуры, материала, протоколов обследования, т. е. того, что относится к стандартизации
246
Вместо заключения
задания. Но кроме того мы стремились и к тщательно выверенной стандартной интерпретации (в каждом случаеотступление от стандарта должно быть обоснованным).
Дополнительные данные о надежности и валидности были . получены при использовании метода контрастных групп, когда в обследовании участвовали специалисты различных профессий: учителя, руководители, программисты, художники, режиссеры, актеры, вокалисты, литераторы, инженеры, банковские служащие.
Надежность методов, определяемая в результате повторного обследования, по нашим данным колеблется от 0,6 до 0,8 при вычислении коэффициентов корреляции в интервалах между обследованиями от одного до трех месяцев и в пределах одного года. М ы обнаружили при этом, что графические методы позволяют выявлять не только устойчивость индивидуальных показателей, но и их изменчивость под действием ряда факторов, что также важно для практической диагностики. Мы обнаружили, например, что такие параметры как нажим, наличие штриховки, размер рисунка могут весьма значительно флуктуировать в зависимости о¥состояния человека, в то время как собственно психологический тип, общая манера исполнения рисунка могут оставаться устойчивыми.
Таким образом, мы считаем, что при разработке стандартизированных процедур и выборе надлежащих количественных способов обработки данных вопрос об основных требованиях валидности и надежности психографических методик мо-жетбыть решен. В то же время, мы считаем, что в нашей работе была сделана лишь начальная попытка такого анализа, и сама проблема, безусловно, нуждается в дополнительном изучении.
Можно отметить, что в результатах применения графических методов были обнаружены1 различия, связанные с профессией обследуемых. Так, например, для лиц художественных профессий характерны имажинарные и ритмические рисунки, тогда как для других профессий более характерны органические, структурные. Мы полагаем, что данные результаты имеют большое значение не только для характеристики самих графических психодиагностических методов, но и открывают прямые возможности их применения для решения задач, имеющих профессионально важное приложение. В частности, результа-
Вместо заключения
247
ты такого обследования представителей художественных профессий оказались весьма положительными, и рекомендации были приняты преподавателями и педагогами московских художественных вузов.
Другой пример иллюстрирует возможности психографического анализа личности школьников-подростков для выявления их профессионального самоопределения. В данном исследовании использовался тест "Конструктивный рисунок человека" с одной стороны, и широко известная методика ДДО (дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова) — с другой.
Данные показали, что среднее количество абстрактных символов, которое (по интерпретации) соответствует более развитому логическому мышлению, было больше в рисунках лиц, проявивших склонность к сферам "человек — техника" и "человек — знаковая система". В то же время среднее количество сюжетных изображений, соответствующее (по интерпретации) образному мышлению, большеу испытуемых, проявивших склонность к сферам "человек — природа", "человек — человек", "человек — художественный образ".