Сопоставление результатов, полученных по методикам ДДО и "Дерево", показывает, что испытуемые, проявившие склонность к сфере "человек — природа" (по методике ДДО), предпочитают изображать дерево схематично, что соответствует (по интерпретации методики) синтетическому когнитивному стилю. У испытуемых, имеющих склонность к сфере "человек — художественный образ", по методике "Дерево" также больше схематичных рисунков, чем детальных.
Изображение ели (что соответствует по интерпретации методики "Дерево" склонности к стилю "руководителя") встречается у испытуемых, проявивших склонность к таким сферам профессиональной деятельности (по ДДО) как "человек — техника", "человек — человек", "человек — художественный образ".
На основании сопоставления результатов, полученных с помощью традиционно применяемой в профориентации ДДО, и данных, полученных с помощью описанных нами графических методик, можно сказать, что использование ДДО совместно с графическими методиками существенно обогащает весь
248
Вместо зак тючения
процесс профессиональной консультации. В этом случае данные, полученные с помощью графических методов, дополняют индивидуальные характеристики лиц, выбравших те или иные сферы профессиональной деятельности.
Таким образом, изучение индивидуально-психологических предпосылок профессионального самоопределения личности с помощью графических методов имеет определенные положительные перспективы: позволяет глубже проанализировать особенности индивида и выработать более адекватные рекомендации по повышению эффективности профессионального самоопределения как молодежи, так и взрослых.
Оценивая общие перспективы применения графических психодиагностических методов в практической работе психолога — диагноста и консультанта — мы считаем полезным специально отметить следующее.
Графические методы — это работа с невербальным материалом, что и позволяет существенно расширить как возрастной диапазон их применения, так и возможности межкультурного использования. Эти методы оказались интересными для наших консультируемых, и они позволили легче установить коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. В силу проективного характера большинства графических процедур, их результаты, как показывает наш опыт, менее подвержены контролю сознания, а это весьма важный аргумент в пользу их применения.
Они оказались простыми и быстрыми по процедуре, что во всяком случае, допускает их эффективное применение в качестве методов предварительной экспресс-диагностики.
В рассмотренных нами версиях и вариантах применения графические диагностические методы работают "через проекцию" на сетку психологических типов личности. Но при этом они дают также некоторую оценку состояния автора рисунка. Такая ситуация позволяет, по крайней мере в принципе, применять графические методы вместе с соответству ющими методами стандартных психодиагностических процедур оценки личностных качеств (MMPI. Кэттелл, Аизенк и др.), а также с методами оценки состояний (инструментальные методы, САН, Люшер и т. д.). Более того, наш опыт убеждает в том, что графические методы могут прекрасно работать в сложных психодиагностических комплексах, имеющих
Вместо заключения 249
целью создание обобщенного, а если необходимо, то и конкретизированного психологического портрета данного индивида с выявлением (и учетом) спектров и текущих значений его состояний и его интересов. Последнее, конечно, важно не только в диагностических задачах, но и в консультационной работе как в сфере профессионального становления, профессионального самоопределения человека, так и в психологической поддержке индивида на его жизненном пути.
Последнее замечание содержит некоторое предостережение: практические психологи, намереваясь пользоваться графическими методами, должны помнить, что без приобретения необходимых знаний и навыков по психодиагностике невозможно грамотно пользоваться любыми психодиагностическими тестами и опросниками. Графические методики при всех их диагностических возможностях являются лишь исходным материалом для консультирования. Поэтому специалист-пси-хологдолжен интерпретировать полученныес помощью рисунков результаты очень корректно, соблюдая правила профессиональной этики.
Следует помнить также, что если необходимо получить более надежные и объективные данные человека, целесообразно использовать батареи или комплексы методик, которые дополняют друг друга, взаимно уточняют полученные данные. Методики в комплексе должны быть подобраны как с учетом этнокультурных и возрастных особенностей и возможностей людей, так и в соответствии с практическими задачами психодиагностики.
Особо хотелосьбы обратить внимание молодых психологов, не имеющих опыта работы с психодиагностическими методами на то, что достоверность данных, получаемых с помощью конкретных методик, в значительной степени определяется наличием у экспериментатора достаточного личного опыта. Сама личность экспериментатора, хочет он того или нет, выступает одним из существенных факторов, сильно влияющим на результаты обследования. В работе с графическими диагностическими методиками это надо особо помнить. Еще раз подчеркнем, что в этом случае необходимы умеренность и корректность в интерпретации, умение грамотно построить беседу, дать аккуратные и четкие рекомендации, сохраняя при этом уважение к личности человека, обратившегося за помощью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. В 2-х кн./Под
ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.
3. Андронникова М. Об искусстве портрета. М., 1975.
4. Антропова М.В., КольцоваМ.М., Семенова Л.К. Морфофункциональные
особенности детей 6 лет и гигиенические рекомендации по режиму их обучения//Новые исслед. по возр. физиол. 1976. N 1.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
6. Баяонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного
полушарий. Л., 1976.
7. Белютин Э.М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М., 1957.
8. Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном
изучении. СПб., 1910.
9. Биренбаум Г.В. К вопросу об образовании переносных и условных значе-
ний слова при патологических изменениях мышления//Новое в учении об агнозии, апраксии и афазии. М., 1934.
10. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976.
11. Болдырева Ю.М. Рисунки ребенка как материал его изучения//Вестн.
психол. 1913. Т. 10. Вып. 5.
12. Бонды СМ. Черновики Пушкина. М., 1971.
13. Борее Ю. Эстетика. М., 1988.
14. БочерниковаЛ.Н. Сопоставление уровня развития речи и изобразительной
деятельности у детей//Новые исслед. по физиол. 1977. N 1.
15. БриксЗ.Н. Опыт экспериментального изучения типологических особенно-
стей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. М., 1962.
16. Будницкая ИМ. Соотношение между рассказом и рисунком учащихся
младших классов (сравнительное исследование нормальных и умственно отсталых школьников): Канд. дисс. М., 1958.
17. Бунин В.Р. Исследование способности шимпанзе к воспроизведению гра-
фических движений человека//Вопр. психологии. 1961. N 6.
18. Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза письма. СПб., 1903.
19. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
20. Бурланук А.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической
диагностике. Киев., 1989.
21. Вагназде Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. Тби-
лиси, 1975.
22. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество//Художест-
венное творчество и ребенок. М., 1972.
23. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей//Художест-
венное творчество и ребенок. М., 1972.
24. ВинбергА. Криминалистическая экспертиза письма. М., 1940.
Литература
251
25. Винберг А.И. Черное досье экспертов-фальсификяГтов. М., 1990.
26. Вовчик-Блакшпная М.В. Формирование эстетического отношения детей
дошкольного возраста к рисунку//Докл. АПН РСФСР. 1959. N 5.
27. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950.
28. Волков Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры//Худо-, жественное восприятие. Л., 1971.
• 29r BoperfffSB. К. К психологии детского рисунка//Вести, воспитания. 1910. N 5.
30. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи//Хрестоматия но возра-
стной и педагогической психологии. М., 1976.
31. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной дея-
тельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Авгореф. канд. дисс. М., 1976.
32. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной ипсолс. М., 1953.
33. Гоголь Н.В. Повести. Воспоминания соврсменникон. М., 1989.
34. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л.,
1974.
35. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 12 т. Т. 6. М., 1982.
36. ГоОовикова Д. К. Особенности реакций младенцев на "физические" и "со-
циальные" звуковые раздражители//Вопр. психологии. 1969. N 6.
37. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной
школы. М., 1974.
38. Грошенков И.А. Пути развития целенаправленной деягелыюеш у уча-
щихся младших классов вспомогательной школы: Авгореф. канд. дисс. М„ 1965.
39. Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах. К проблеме их субъективизма в
искусстве. М., 1922.
40. Еникеева В. А. Образная выразительность в рисунках детей старшего до-
школьного возраста//Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
41. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М., 1970.
42. Забродин Ю.М., ПотемкинаО.Ф., РубахинВ.Ф. Слойно-ступсшипая мо-
дсль переработки информации человеком//Кошитивная психология. М., 1986.
43. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подгкхчкои. Л., 1982.