Графическое наследие поэта чрезвычайно разнообразно: портреты, пейзажи, фигуры скачущих лошадей, росчерки, виньетки, и, наконец, иллюстрации к собственным произведениям. Рисунки А.С. Пушкина свидетельствуют о многогранном таланте великого поэта. Его "быстрый карандаш" в несколько штрихов мог выполнить портрет, в котором угадывались характерные черты; то неповторимое, из чего складывается личность, индивидуальность. В его набросках было подчас больше сходного с моделью, чем в иных портретах профессионалов-мастеров. В рукописях Пушкина удивительная портретная галерея: Вольтер, Дж. Байрон, Д. Дидро, П. Чаадаев, великолепные женские портреты: Е.К. Воронцовой, А. Ризнич, Е.В. Вельяше-вой и, конечно же, А.П. Керн — тонкие, изящные профили... Портрет Анны Петровны Керн считается одним из лучших в пушкинской графике (рис. 8, 9).
Особое место в графике поэта занимают автопортреты. Они
Глава 1
27
А. П. Керн. Рисунок в рукописи.
Автопортрет в рукописи стихотворения «Ищи в чутком краю ' здоровья и свободы...». 1828.
Автопортрет с пикой и в бурке (из уишковского альбома). 1829.
ерновая рукопись II главы
Евгения Онегина». 1823. Веер- Автопортрет (из Уишковского
f — портрет А. С. Грибоедова, альбома). 1829.
<изу — автопортрет в тюрбане.
Рис. 8. Рисунки А. С. Пушкина"
28
Часть I
Вольтер. Рисунок в рукописи статьи А С. Пушкина о Вольтере. 1836.
Байрон. Рисунок в вукописи стихотворения «Вновья посетил...» 1835.
К. Ф. Рылеев. Рисунок в рукописи V главы «Евгения Онегина». 1826-
В К. Кюхельбеккер. Рисунок в рукописи V главы «Евгения Онегина». 1826.
П. Я. Чаадаев. Рисунок в рукописи IV главы «Евгения Онегина». 1825.
Е. В. Вельяшева. Рисунок в рукописи «Романа в письмах». 1829.
Амалия Ризнич. Рисунок в рукописи 1 главы «Евгения Онегина 1823.
Е. К. Воронцова. Рисунок в рукописи II главы «Евгения Онегина». 1823.
Рис. 9. Рисунки А. С. Пушкина
' Глава I 29
разновозрастны: от молодого юноши до лысого старика. От легкого вдохновенного профиля в нескольких штрихах до сдобренных известной долей юмора шаржированных, как "автопортрет в тюрбане", иллюстраций, или сюжетных изображений, как в беседе с Онегиным на берегах Невы или на коне в бурке с пикой.
Рисунки А.С. Пушкина, представляющие собой следы напряженной мысли и исканий поэта, нередко становятся законченными графическими произведениями, поражающими своей неожиданностью, многослойностью смысла.
Не менее показательна в этом же смысле "Портретная галерея", рассыпанная в рукописях Ф.М. Достоевского. Она состоит из более чем ста рисунков. Обладая подчас большой изобразительной силой, рисунки эти помогают нам полнее освоить художественный мир писателя, увидеть героев произведений "изнутри" его творческого сознания, как бы его глазами. При этом, конечно, нужно учитывать, что Ф.М. Достоевский рисовал не для нас, вообще не для зрителя, а само это рисование преследовало особую цель. То, что для профессионального художника является венцом и целью работы — создание пластического образа — для Ф.М. Достоевского было лишь началом тэорчества. Отталкиваясь от графического эскиза, писатель создавал затем литературное воплощение образа — литературный портрет, "слово" героя и его действие в сюжете произведения. Многообразие этих рисунков, творческих записей, строчек, писем и произведений помогают полнее представить нам все многообразие творческих проявлений гениального писателя, создать его ясный цельный образ (99).
Рукописи романа "Преступление и наказание" наиболее богаты рисунками писателя. Почти половина портретов, нарисованных Достоевским, приходится на рукописи этого произведения, отражающего следы его многолетних раздумий и нравственно-философских исканий. Достоевский рисунками предварял обычно создание литературного портрета героя. Рисунки лиц, выполненные в черновиках писателя — органическая часть его творческой рукописи. По ним можно проследить Развитие замысла. Помогая себе рисованием, Достоевский как "Ы домысливал "лик" героя, воплощающий, согласно творческому кредо писателя, самую суть его личности (рис. 10— 13).
Один из первых рисунков, выполненных Достоевским во
30
Часть I
Рис 10. Рисунки Ф. М. Достоевского
время работы над романом, — изображение лица молодого человека лет 20—25 с широко расставленными глазами, высоким выпуклым лбом, прямыми решительно сжатыми губами, как бы "просвечивающее" сквозь записи к роману. Разрабатывая план произведения, Достоевский начинает его с изображения того же лица в том же ракурсе. (Это первое, что появилось на странице. Автор решал здесь две задачи: построение плана и сюжета произведения и поиск необходимого "лика" главного
Глава 1
31
Рис. 11. Рисунки Ф. М. Достоевского к рбману «Преступление и наказание»
. Писатель считал, что "художественность... в романи-е — есть способность до того ясно выразить в лицах и образах свою мысль, что читатель, прочитав роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как и сам писатель понимал ее, создавая свое произведение" (Цит. по: 99. С. 92). Работа по со-
32
Часть I
зданию литературного героя, по его мнению, сродни работе физиономиста, указывающего в лице человека самую сокровенную его сущность, нравственное достоинство. (99).
"Достоевский никогда не делал записей о внешнем облике своих персонажей, — пишет К.А. Баршт, — хотя каждый из них обычно имеет развернутый и подробный литературный портрет. Словесные записи, черновики описания героев не нужны были писателю потому, что лицо и характер хорошо проДумывались Достоевским в процессе рисования, и это помогало хорошо осмыслить искомый образ, сформулировать его в эскизной форме. Здесь причина того, что большинство портретных рисунков Достоевского — легкие эскизы, непрорисованные и незаконченные. Заканчивать не требовалось — выяснив основные черты образа, пи сатель сосредотачивался на других проблемах, и наоборот если перед нами хорошо прорисованный, ясный портрет как, например, ряд рисунков к роману "Идиот", это обычн< означало творческий тупик писателя, являлось сигналом того, что образ не удается ему. Наиболее хорошо прорисованные и удачные в художественном отношении рисунки Достоевского сделаны им как раз к неосуществленным замыслам. Напротив, легкие, в одну — две линии эскизы наполняют рукописи законченных удачных литературных произведений..." (99. С. 93).
Разрабатывая мировоззрение и основные черты личности главного героя романа "Идиот", писатель определил у него наличие таланта каллиграфии как характеристику, важную для сюжета и раскрытия идеи произведения. Много изменений претерпел образ главного героя романа от первой редакции до последней, но единственная черта, которая осталась неизменной до окончательного воплощения — это каллиграфические способности. "Мышкин не просто обладает каким-то определенным "прописным" почерком, он художник-каллиграф, "артист", как называет его восхищенный Епанчин. Мышкин в высшей степени обладает свойством, которое Достоевский считал признаком гениальности: способностью угадывать, понимать и воплощать чужую мысль, идею, характер. В своем искусстве Мышкин передает характеры русского средневекового монаха (игумена Пафнутия), французского уличного писца.