Глава I
33
Рис. 12. Рисунки Ф. М. Достоевского к роману «Идиот»
английского аристократа, а также "военно-писарский шрифт..." (99. С. 137). Объясняя образцы своих каллиграфических произведений, Мышкин разворачивает целую философию каллиграфии, подвергая ряд воспроизведенных почерков тонкому и глубокому психологическому анализу. Особое зна-
34
Часть I
flj~k.A~— ьА. Ь~- a ~~~*
Рис. 13. Рисунки ф. М. Достоевского к романам «Преступление и наказание» и «Бесы»
чение Мышкин придает росчерку, который "требует необыкновенного вкуса; но если он только удался, если только найдена пропорция, то этакий шрифт ни с чем не сравним, так даже, что в него влюбиться можно" (99. С. 137).
"Каллиграфия" Достоевского, размышление с пером в ру-
35
Часть I
ках, могла отражать не только процесс создания писателем плана произведения или "лика" героя, но и подчас сопровождала его мысли о своей судьбе, о проблемах личного характера. Поэтому рисунки Достоевского — явление отнюдь не случайное в его творческих записях. Они отражают, с одной стороны, особенности образования писателя (обучался в военно-инженерном училище), условия формирования его эстетического кредо, а с другой — демонстрируют нам совершенно уникальный вид рисунка-размышления, особого способа творческой работы.
Интересно отметить, что во время пауз или окончания письма Ф.М. Достоевский часто рисовал виньетки, арабески, "крестоцветы" — резные украшения готических соборов. Почти все рисунки "крестоцветов" находятся в романе "Преступление и наказание". Начиная с "Идиота", а затем "Бесов", роль рисунка-паузы выполняет готический рисунок (рис. 13).
В связи с этим интересны заметки СМ. Эйзенштейна о своем рисовании, о рисунках детей в творчестве У. Диснея (с которым он был в дружеских отношениях и много анализировал особенности его творчества и, в частности, изобразительные приемы). Автор "теории интеллектуального кино" предпринимает с этой целью экскурсы в область психологии, этнографии, лингвистики, биологии, эстетики, философии и т. д. Наблюдая собственные изобразительные работы, Эйзенштейн пытается понять природу искусства, особенности своей индивидуальности и собственного творческого метода (рис. 14).
"Почему в моих рисунках, несмотря на полное отсутствие анатомичности, есть человечески-физиологическое волнение для смотрящих?" — спрашивает себя великий режиссер и отвечает на свой вопрос: "Дело в том, что рисунки — протоплазменны прежде всего и стихийны от того, что покрывают процесс между первичной протополазмой и оформленным человеком. В моих рисунках истинно привлекающей темой является становление из плазмы в оформляющегося человека" (III. С. 269 — 270).
Для С. Эйзенштейна изобразительная деятельность имела важнейшее значение. Его ранние рисунки отличаются выразительностью движения. Он любил чертить и рисовать на доске в° время лекций; изобразительная деятельность во многом
36
Часть I
Рис. 14. Рисунки С. М. Эйзенштейна
37
Часть I
Рис. 15. Детские рисунки С. М. Эйзенштейна из цикла «В мире животных»
(1913—1914 гг.)
способствовала разработке концепций его фильмов. Отсюда неподдельный интерес к рисованным фильмам У. Диснея, его Удивительной личности, пластика движений души которой проникала на экран. В творчестве Эйзенштейна реализуется композиционная формула, по которой осуществляется единство содержания, доведенного до предела обобщения, и лаконичность изобразительного решения, сводящегося буквально к нескольким штрихам. Это единство и создает образное, истинно хУДожественное произведение (рис. 15).
38
Часть I
* * ♦
Проведенный нами краткий исторический анализ развития письменности — от наскальных рисунков через пикто- и идеограммы к буженной записи—вобщихчертахраскрываетосновныетенденции развития письменного (рукописного) текста. Их главная суть состоит в движении от нестандартного (весьма индивидуально-евоеобразно-го) рисунка к стандартной графике, от изобразительного подобия — к абстрактному знаку.
В тоже время этот анализ демонстрирует, наряду с развитием и усилением нормативности, стандартности письма, отчетливое наличие индивидуального стиля — графического почерка. Можно согласиться, что при любом тексте и изображении, выполненном "or руки" в конечных продуктах письма, в его графике запечатлевается индивидуальное своеобразие автора, его психологические особенности. В графике рукописного текста, и в почерке, и в рисунке остается как бы "след" пишущего, отражаются его личностные свойства, его переживания, отношение к смыслу сообщения, наконец, его состояние. Классическим примером, подтверждающим сказанное, является приведенное нами сопоставление рукописных текстов и рисунков выдающихся деятелей русского искусства (А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, СМ. Эйзенштейна). Этот пример наглядно подтверждает, что существует общий (для разных форм выражения) стиль всей графики индивида. А это, с точки зрения теории, означает возможность разрешения проблемы психологической идентификации человека по результатам анализа его графического продукта.
Проблема теперь состоит в том, чтобы обнаружить научные подходы ктакому "психографическому" анализу, найти надежные методы для выделения индивидуальных особенностей пишущего и, наоборот, "снятия" тех общих закономерностей, которые определяют характер психической деятельности как бы надиндивидуального уровня. Этот надиндивидуальный уровень включает в себя общекультурные признаки, пола, возраста и т. п.
Но для нас, авторов настоящей книги, значительный интерес в этом плане представляют общие особенности возрастного развития человека. Поэтому в конце следующей главы мы рассмотрим уже не филогенетический пласт, а развернем анализ в плоскость онтогенеза графического продукта — онтогенеза изобразительной деятельности человека.
Глава 2
Краткая история графического изображения и начало психологического анализа рисунка
Как мы уже отметили ранее, в продуктах графической деятельности индивидуума важное место занимает изобразительная графика, и не только потому, что история письма тесно связана с появлением рисунка как особого вида графической продукции человека. По-видимому, нет нужды осббо доказывать, что рисунок должен приковывать внимание психологов именно потому, что в этой графической форме сняты те жесткие ограничения на письменную речь (тексты), которые сформировались к настоящему времени в той или иной культуре и вылились в стандартные правила написания буквенных и иных символов. Поэтому в рисунке, как показывает и наш опыт, заключен значительный объем информации об индивидуально-психологических особенностях его автора.
Это (по аналогии с историческо-психологическим очерком о письме и почерке) дает нам основания кратко рассмотреть в том же ключе особенности рисунка, тем более, что его развитие сохранило в нем основные черты образа в отличие от символизации и стандартизации знаков письменной речи.
Рисунок: место в изобразительной культуре
По общепринятому определению, рисунок — изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Рисунок лежит в основе всех видов изображения на плоскости (живописи, графики, рельефа и т.д.) и как сокупность линейно-пластических элементов определяет структуру и пространственное соотношение форм. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам Рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и ха-Рактеру исполнения.
40
Часть I
Рисунок — один из древнейших видов искусства. В первобытном искусстве рисунок неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине). В эпоху палеолита — это, в основном, жизненно важные сюжеты изображения животных и сцен охоты, в эпоху неолита — это рисунки-схемы (часто переходящие в орнамент). Например, художники Древнего Египта рисовали на лице, изображенном в профиль, оба глаза, а живописцы Южной Меланезии изображают плоскости, скрытые от прямого взгляда: над головой человека рисуется диск, обозначающий затылок или двойное лицо, передающее "круговой взгляд".
Синкретизм первоначальных форм изобразительного и орнаментально-декоративного творчества сохраняется в рисунке и рабовладельческих культур, отличаясь большей пластичностью, яркими выразительными возможностями в классическом периоде искусства Древней Греции.
Тонкостью наблюдения реальндй жизни отличаются рисунки тушью на бумаге и шелке Китая, Японии и других стран Дальнего Востока с IV века до н.э. Древнекитайские и древнеегипетские рисунки роднит повествовательность: картина — цепь событий, рассказ, развернутый в ряде фигур.