Эти формы, пространство и ориентация штрихов обусловливается зрительно-моторной координацией, а также темпераментом и настроением ребенка. Однако их внимание вскоре привлекает собственно зрительный эффект. Они постигают очень важный факт: с помощью линий можно создать сплошные, массивные пятна, иначе говоря, одномерное движение может образовывать двухмерные массы. ,
Таким образом, от "мараний" ребенок переходит к стадии примитивных изображений. У ребенка появляется умение нарисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий. Так, одна девочка двух" лет рисует множество изображений, похожих на круги, и говорит: "Это камушки". Спустя несколько месяцев "камушки" становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и"две отходящие линии, а также рот. "Это мама и Таня", — говорит девочка. Это так называемый период головоногих. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую — руки. Формы, по мере овладения ими, становятся для ребенка "проводниками его мыслей, настроений, чувств, приобретают место в системе выразительных движений". Так писал В.В. Зеньковский, который разделяет выразительную и изобразительную функции ребенка, считая, что между ними нет глубокой связи. Развитие творчества "одушевляется" чувством формы, и. здесь же лежит один из корней основной особенности детского рисунка — его символизм (45),.
Приблизительно с четвертого-пятого года жизни ребенок вступает в третью стадию — схематического изображения.
52
Часть!
Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые совсем примитивные схемы наполняются мало-помалу более существенным содержанием (рис. 18,19).
Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей — головы и какой-либо "подпорки". При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Вместе с тем, они рисуются наиболее простым способом: в виде * палок", идущих под некоторым углом вниз.
Но постепенно эти "подпорки" дифференцируются (закон дифференциации, по Р. Арнхейму (5)): выделяются новые части человеческой фигуры и среди них прежде всего туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: овальную, почти квадратную, удлиненной полоски ит. д. Иногда это обособление от ног достигается тем, что две длинные "прямые" линии, идущие непосредственно от головы, в середине перечеркиваются небольшой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами, которые бывают настолько велики, что напоминают совершенно иные предметы: не то расходящиеся лучи солнца, не то венчик цветка. Число их иногда превышает чуть ли не вдвое действительное.
Там, где из "туловища" выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое неизменно фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некоторыми частями. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удостаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутствуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает "на сцену" довольно часто.
При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой, соответствующей его высокому званию. Особенно часто такой эмблемой бывает шляпа, палка или папироса (у мужчин) и волосы с громадным бантом (у женщин). Одежда обычно обна -руживает свое присутствие только пуговицами.
Первые изображения часто представляют человека анфас
f
Рис. 18. Третья стадия детского рисунка.
54
Часть J
Лишь постепенно совершается переход к профилю. При этом ребенок непродолжительное время задерживается на промежуточной ступени: только часть фигуры рисуется боком, а остальное пребывает в том же положении — лицом к наблюдателю. В некоторых случаях эта "деятельность" приводит к удвоению отдельных органов — носа, рта и т. д.
"Правильные" профили обнаруживают опять-таки новую особенность: на них также отмечаются и те части тела, которые в действительности в профиль не видны: к их числу особенно часто относится закрываемая туловищем рука.
При построении всех этих схем ребенок обычно совершенно не соблюдает действительных пропорций человеческой фигуры. Изображаемые люди в большинстве случаев оказываются "головастиками". Туловище сравнительно редко имеет большой объем; там же, где его длина, наоборот, несоразмерно велика, оно изображается в виде весьма узкой полоски, очень часто перечерченной горизонтальными штрихами.
Аналогично "портретам" человека так же схематично изображаются и животные. При этом в наиболее примитивных рисунках их схемы бывают даже настолько общи и неопределенны, что посторонний наблюдатель далеко не всегда бывает в состоянии отличить сам лошадь от коровы. Иногда животное наделяется какой-либо характерной для него чертой, которая только одна и позволяет относить его к определенной категории. Так, свинья снабжается "пятачком" или коротким хвостом, лошадь — большими острыми ушами, баран — рогами, кот — усами.
Такую же схематичность мы видим и при изображении деревьев, домов, паровоза и т. д.
Несмотря на чрезвычайное несовершенство своих рисунков, ребенок уже в этом периоде смело берется за передачу на бумаге наиболее трудных предметов: излюбленными темами его "художества" являются люди и животные. Из простых по своей форме объектов он останавливается почти исключительно на домах. Такие вещи, как чашка, стакан, шкаф, стол, цветок, даже дерево сравнительно редко являются источником его вдохновения, вернее сказать, только тогда, когда они так или иначе связаны с "любимыми" темами. В своем отборе ребенок.
Глава 2
55
Рис 19 Усложнение детского рисунка в третьей стадии развития
следовательно, руководствуется не простотой предмета, а тем моментом, который в это время у него всюду вызывает наибольший интерес — движением (динамичность детского рисунка). Даже дом, нечто безусловно статичное, наделяется некоторым динамичным признаком: из его труб всегда валит дым.
Л.С. Выготский считает, что детский рисунок — это своеобразная "графическая речь", и раннюю мнемотехниче-скую стадию этой "речи" можно считать предвестницей будущего письма. Но при этом он находит, что такая речь — символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия. Ребенок на этой ступени не доходит до символизма второго порядка, заключающегося в том, что создаются письменные знаки для устных символов-слов.
56
Часть I
Для этого ребенку нужно сделать основное открытие: рисовать можно не только вещи, но и речь. "Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма по словам и буквам; оно же приводит ребенка к буквенному письму и с педагогической точки зрения должно строиться как переход от рисования вещей к рисованию речи" (30. С. 75—76).
Таким образом, с точки зрения психологического исследования на данной ступени правомерно рассматривать рисование как знаковую деятельность. Детское рисование, с этой точки зрения, обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. При этом оно обогащает и другой вид знаковой деятельности ребенка — речь, развитие которой, судя по данным исследований, в значительной степени детерминируется формированием зрительных предметных образов.
Дальнейшая, четвертая стадия — это стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Руки находят себе применение: они держат какой-нибудь предмет. Голова обрастает волосами, иногда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появляется округ-лоСть плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду (рис. 20).
Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому нам вначале приходится встречаться с промежуточной инстанцией, на которой часть рисунка передается почти схематически.
В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т. п. Корова уже наделяется рогами и широкой шеей,' выменем, прямой спиной. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесями, иногда становится заметно, из какого материала он выстроен.
Наряду с этим происходит значительное обогащениетем рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие
51
рельсам, со столбами и семафором возле них, внутренний ВиД домов и т. д.
Нужно специально отметить, что на данной стадии изобразительной деятельности дети еще не исправляют ошибок в сво-"х Рисунках или делают это очень редко. Самый обычный спо-с°б исправления для данного возраста — прекращение
58
Часть I
начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги. "Желая усовершенствовать рисунок, — пишет Е.И. Игнатьев, — ребенок не исправляет линию контура, а присоединяет к уже сделанному все новые и новые д§тали. В свободных рисунках детей очень легко используются быстро возникающие ассоциации. Ребенка увлекает процесс рисования в большей степени, чем выполнение определенной задачи изображения, но уже можно отметить в рисовании повествовательное изображение (49. С. 284).