Смекни!
smekni.com

Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, пер (стр. 4 из 10)

Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на 3 категории.


Таблица 1.5 «Проявление симптомов ПТСР у детей»

Первая категория Вторая категория Третья категория
Это повторное переживание травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных сновидениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бессодержательный характер. Любые внешние или внутренние стимулы, напоминающие о событии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты травматического события. Проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни ребёнка. Ребёнок всячески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее. Это симптомы стресса: бессонница, раздражительность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, трудности в сосредоточении на конкретных наблюдениях, размышлениях, чувствах.

Рассмотрим особенности эмоционального состояния детей после террористического акта; детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами; детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание; детей, которые являлись свидетелями причинения вреда родственнику или близкому человеку.

Особенности эмоционального состояния детей после террористического акта. Даже косвенное переживание травмы, вроде прослушивания сообщений о террористических актах в других городах и странах, может вызвать интенсивный эмоциональный ответ в детях. Большинство детей всех возрастов, перенесших такого рода травму, имеют такие особенности, как увеличение беспокойства при разлуке с членами семи; повторное переживание травмирующего события через навязчивые мысли, действия, кошмары; повышенная чувствительность к резким звукам типа сирен, летящих самолетов, громкого шума; страх темноты; невнимательность, снижение успеваемости; появление мыслей о смерти; повышенная раздражительность. [19] Также, среди бывших заложников, наблюдался синдром «избегания», агрессия против сверстников, страх одиночества, тревога в любое время суток, частое ожидание угрозы. Галкина Т.П. в клиническую картину включает такие нарушения, как:

1. нарушения сна, которые проявлялись в виде затрудненного засыпания, чуткого сна, синдрома «пяти часов» - когда дети просыпаются незадолго до времени начала теракта, взрыва, не могут заснуть, испытывают тревогу, беспокойство. Наблюдаются вздрагивания туловища, плач во сне, кошмарные сны;

2. страхи, которые квалифицируются как сверхценные. Тематика страхов связана с терактом. Дети боятся повторения, многие дети в течении 1-2 недель спят одетыми, приготовив верхнюю одежду;

3. изменения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в плаксивости, пассивности по отношению к любимым занятиям, сниженном эмоциональном фоне;

4. проявление астенического синдрома;

5. случаи системных неврозов (заикание, энурез, тик).

Соматическое состояние у таких детей сопровождается вегетативной симптоматикой: зуд кожи, температура, головные и сердечные боли, тремор пальцев рук, жалобы на снижение или полное отсутствие аппетита, сочетание ощущения озноба с повышенной потливостью, тошнота, позывы на рвоту, затрудненный стул.

Особенности развития детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами. Тарабрина Н.В. выделяет следующие симптомы, которые появляются у детей сразу после травмы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения.

У младших детей часто появляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявление большей зависимости от родителей, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время.

Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому Тарабрина Н.В. указывает на необходимость обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:

1. нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать;

2. страх разлуки с родителем, «цепляющееся» поведение;

3. страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т.п.), связанного с травматическим переживанием;

4. соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье;

5. повышенная тревожность, появляющаяся дома или в учебном заведении, связанная со страхами или фрустирующими обстоятельствами.

Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, - дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности.

Особенности развития детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание. По мнению Тарабриной Н.В., тяжелое соматическое заболевание может привести ребенка к посттравматическому стрессовому расстройству. Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (ребенок чувствует себя более маленьким, незащищенным, что в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками в детском саду или школе тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация. Как пишет Тарабрина Н.В., стресс – это закономерная реакция на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т.п.).

Тарабрина Н. В. Отдельно выносит особенности развития детей, которые являлись свидетелями причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). Эти ситуации являются наиболее травматичными для них. Помимо таких факторов, как непосредственная угроза здоровью или жизни близкого и самого ребенка, важным травмирующим обстоятельством является ощущение ребенком своей беспомощности. Детям, перенесшим такую травму, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов ПТСР (навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание мест, связанных с событием, повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования).

Таким образом, на основе вышеперечисленного, можно утверждать, что после получения психологической травмы у детей возникают эмоциональные отклонения, которые, в свою очередь, сказываются на поведении детей. В зависимости от тяжести психологической травмы могут наблюдаться эмоциональные нарушения различной степени тяжести – от подавленного настроения до посттравматического стрессового расстройства. Вследствие психологического травмирования страдает не только личностная сфера дошкольника, но и когнитивная сфера, сфера общения и психическое состояние ребенка в целом. Становится ясно, что психологическая травма накладывает отпечаток на все дальнейшее развитее личности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, дети, перенесшие психологическую травму, нуждаются в коррекции эмоциональных отклонений


1.3 Методы коррекции эмоциональных отклонений у детей, перенесших психологическую травму

Дети, однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии.

Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания произошедшего. Именно поэтому, на место аварии или теракта обязательно направляется психолог, чтобы очень осторожно и с помощью специальной методики помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность произошедшего с ними, словесно описать эмоции и их интенсивность.

Многие родители, занятые уходом за ребёнком, перенесшим травму, не понимают смысла и необходимости такого рода психологической помощи. Не говорить и не вспоминать о трагическом произошедшем, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что ''необработанный'' страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда.

Какие же методы коррекции эмоциональных состояний необходимо использовать? Как отечественные, так и зарубежные психологи широко применяют метод игровой терапии. Это метод лечения или коррекции эмоциональных расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявит творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.