4) поведенческие эталоны: маскулинные черты были инструментальными, они рекомендовались как конкретные поведенческие образцы (например, «склонность вести за собой, склонность защищать свои взгляды, напористость, склонность к риску, быстрота в принятии решений»), а фемининные — лишь экспрессивными.
В то же время было установлено, что в американском обществе фемининная роль является более определенной и резко очерченной: фемининные черты привлекательны для женщин и непривлекательны для мужчин. Маскулинные же черты были желательны для испытуемых обоего пола, так как обладание этими чертами связано с получением большего числа социальных наград. Поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение (несмотря на то, что при этом они осуждаются окружающими за потерю фемининности) — выгод от него может быть больше, чем потерь.
В целом, по мнению авторов метаанализа, обладание и маскулинными и фемининными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием дис-
Личностные характеристики 203
функционального внутреннего конфликта, поэтому они даже считают понятие андрогинии излишним (Кон, 1988; Bern, 1987, 1987а: Taylor and Hall, 1982; Katz, 1986; Bartol and Martin, 1986).
В последнее время стали развиваться кросс-культурные исследования гендерной идеологии. Интересный материал в этом плане содержится в книге Н. М. Лебедевой (1999). Были исследованы представления о том, какие качества являются желательными для мужчин и какие — для женщин в 14 культурах. Выяснилось, что в развитых странах популярна идея эгалитарности (равенства полов), а в традиционных культурах (особенно мусульманских — Индии, Пакистане, Нигерии) идея предпочтения различий между мужчинами и женщинами. В Японии, стране с традиционной гендерной идеологией, различаются взгляды разных поколении: старшее предпочитает идею неравенства, а молодое — равенства, но специфического: многие японские женщины предпочитают лидерство в семье, но не стремятся к лидерству на работе.
Очевидно, недовольство женщин в большей степени возникает там, где их лишают лидерства во всех областях жизни. Во многих культурах только декларировалось, что семья — это епархия женщины, а на самом деле она и там была бесправна. И в тех случаях, когда женщина имеет возможность проявлять свой лидерский потенциал в семье (как в Японии) или когда ее роль в семье ценит общество (как в Польше — Rojahn et al., 1997), женщина не столь ретиво стремится к лидерству в мужском деловом мире, чем в тех культурах, где она занимает полностью подчиненное положение.
Поскольку в коллективистских культурах требуется более жесткое следование индивида нормам и ценностям общества, чем в индивидуалистических культурах, где ценится благополучие отдельной личности, то следует ожидать и более жесткого требования соответствия гендерным стереотипам в первых по сравнению со вторыми.
Кросс-культурные исследования половых ролей показали, что различия этих ролей связаны с типом культуры:
1) американцы ценят независимость больше покорности и в мужчинах, и в женщинах, а японцы — только в мужчинах (понятно, почему — хотя обе культуры относятся к маскулинным, первая является индивидуалистической, а вторая — коллективистской);
2) в фемининных культурах с низкой дистанцией власти (страны Скандинавии) семьи являются личностно-ориентированными, с равномерным распределением власти и участием в принятии решений всех ее членов, а в маскулинных культурах с высокой дистанцией власти (Япония, Греция, Малайзия, Мексика) в семьях наблюдается жесткое различие ролей мужчин и женщин, семья представляет собой иерархию, где решения принимает авторитарный глава семьи (чаще муж);
3) в семьях индивидуалистических культур более близкими являются отношения «по горизонтали» (между мужем и женой), а коллективистских — «по вертикали» (между родителями и детьми);
4) существуют культуры, где в семье наиболее значимы отношения между матерью и сыном (Индия), супругами (культуры Запада), отцом и сыном (Китай). В культурах последнего типа в обществе и другие типы отношений похожи на
204 Глава 7. Личностные характеристики
отношения отца и сына (начальник-подчиненный, учитель-ученик, правитель-народ), а в западных культурах на принципах равенства строятся не только отношения между супругами, но и между начальником и подчиненными (Лебедева. 1999).
Исследование гендерных стереотипов в сознании народа саха (якутов) А. И. Егоровой (цит. по: Лебедева. 1999) показало, что в образе «традиционной женщины» и «современного мужчины» завышались маскулинные и фемининные черты соответственно (т. е. они характеризовались андрогинностыо) — последний оценивался и наиболее негативно: автостереотипы женщин в целом оказались менее традиционны и консервативны, чем гетеростереотипы мужчин, поскольку, по мнению автора, эмансипация в якутской семье осуществляется скорее через женщин, чем через мужчин. Формирование гендерных стереотипов под влиянием традиционной культуры может вызывать проблемы у ее представителей в современном обществе (в частности, у мужчин — Лебедева, 1999).
Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в ХIХ в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми — т. е. обладать мужскими качествами.
Стереотип маскулинности также изменился: традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулинности остается более традиционным (как и у подростков).
Но в целом можно констатировать, что современная культура безусловно отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном равенстве от предшествующих культур.
И. С. Кон отмечает следующие характерные современные тенденции: радикальная ломка традиционной половой стратификации, ослабление половых различий в поведении (вследствие общей трудовой деятельности и совместного обучения), переход во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами от иерархического соподчинения к равноправию, изменение культурных стереотипов маскулин-ности-фемининности (Кон, 1988).
Далее мы рассмотрим отношение к представителю определенного пола (ген-дерные установки) — своего и противоположного.
Исследуя гендерные установки общества, западные ученые считают, что в более неблагополучной ситуации находятся девочки. Однако в нашей культуре дело может обстоять по-другому: в ней причудливо сочетаются элементы маскулинности и фемининности — мужские качества (лидерство, смелость, решительность, независимость) кажутся более привлекательными на рациональном уровне, однако на эмоциональном уровне более позитивно отношение к фемининным качествам (сочувствие, понимание других, слабость и беззащитность всегда ценились нашим народом) и, может быть, в целом — к женщинам.
Личностные характеристики 205
В. Е. Каган (2000) называет такое сочетание эмоционально-когнитивным диссонансом (рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу). Именно этот диссонанс является механизмом формирования гендерных установок детей 3-7 лет. Были получены очень интересные результаты.
Хотя после 4 лет все дети правильно называют свой пол и свои половые роли, у мальчиков и девочек обнаружены определенные различия. Мальчики предпочитают все роли своего пола (дяди, мужа, папы), а у девочек сочетаются противоречивые установки: желание быть тетей, но мужем, и тетей, но папой. И девочкам и мальчикам больше нравятся маскулинные роли — из-за их большей привлека-тельности и широких возможностей. В то же время и у тех и у других к седьмому году жизни складывается позитивная оценка женского пола (ярко выраженная одним испытуемым-мальчиком: «Мальчики и девочки одинаковые, но девочки лучше»). Негативный образ Я, характерный для мальчиков, может быть связан с влиянием воспитателей, которые отрицательно относятся к маскулинному поведению.
Исследование В. Е. Кагана (2000)
Испытуемые: 2 группы детей (60 и 68 чел.), посещавших детский сад, возраст 3-7 лет.
Методики: полустандартизированное интервью и цветовой тест отношений: из восьми цветного набора Люшера каждый ребенок должен был выбрать по два цвета, ассоциирующиеся у него с мальчиками и девочками соответственно, что отражало эмоциональное восприятие своего и противоположного пола, а затем при помощи 8 цветов описать себя. Зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета квалифицировались как эмоционально-позитивные, темно-синий, темно-коричневый, серый и черный — как эмоционально-негативные.
Математическая обработка: критерий Фишера и хи-квадрат.
Результаты:
1) при определении пола и половых ролей все дети правильно назвали свой пол и свои половые роли (после 4 лет);
2) все дети предпочитали свои половые роли;
3) 95% детей не допускали возможности и не хотели изменения своего пола (учитывая эти результаты, в пунктах 4-6 приводятся статистически достоверные данные лишь о детях 3-4 лет, у которых полностью не сложились гендерные установки);
4) родовые понятия «дядя» и «тетя» осваиваются успешнее, чем супружеские и родительские роли;