Смекни!
smekni.com

Психологические условия развития и формирования познавательных процессов в младшем школьном возр (стр. 4 из 6)

Еще один пример. При обучении быстрому и слитному чтению, как правило, просто заставляют детей больше читать, иногда многократно повторяя один и тот же текст. Чтение одного и того же текста несколько раз само по себе бессмысленно. Но есть и другой способ обучения слитному чтению, и его используют некоторые опытные учителя. Они много времени уделяют установлению связи в предложениях, находят в них без применения синтаксической терминологии главные слова и слова, от них зависящие; устанавливают, какие слова в предложении с какими связаны, как осуществляется эта связь, и тогда чтение значительно быстрее становится и быстрым, и осмысленным, и выразительным…». [Эльконин, 1989, с.237]

Следовательно из этого можно выявить некоторую закономерность в развитии памяти у детей в младшем школьном возрасте:

- ознакомление с материалом с его общей формой;

- выяснение отношений между предметам;

- выделение главных связей;

- заучивание этих навыков использования отношения между предметами;

- воспроизведение учеником освоенной информации.

Что бы проверить свою гипотезу, я обращусь к другому примеру из этой же книги: «Можно, однако, построить заучивание наизусть совсем иначе. а) для начала, к примеру, познакомить детей с особенностями поэтической формы, б) обратить внимание на рифму и ритм стихотворения и научить находить их. в) затем предложить им осмыслить каждое слово стихотворения и, сравнивая его с возможными синонимами, выяснять, какой новый оттенок вносит слово, употребленное поэтом; почему именно это слово, а не другое он выбрал. г) можно научить детей устанавливать внутренние логические связи в развертывании темы стихотворения. Все это обобщенные способы анализа стихотворения как особой художественной формы». [Эльконин, 1989 с.246] д) непосредственно воспроизведение самого стихотворения

Конечно, это лишь один способ создания психологических условий, но их мир настолько разнообразен, что учитель может сам, анализируя собственную работу и работу других, создавать собственные способы.

Для формирования памяти так же важно соблюдать и способы воспроизведения выученного материала:

Использовать его в игровой форме (например, если в стихотворении есть диалог между двумя или более людьми, можно распределить роли);

Так же можно устроить соревнования на лучшего рассказчика, (особенно если класс недавно сформировался), но как писал Д.Б Давыдов. «После похвалы они, полные чувства собственного достоинства, отправляются на свое место подчеркнуто, по «правилам»и тихо садятся». [Эльконин, с.233] , что является немаловажным «позитивным» отношением к занятиям в школе. Все это обобщенные способы анализа стихотворения как особой художественной формы».

Самое главное в этом создать атмосферу «соревновательности», а не соперничества – сделать работу не на собственно общую оценку, а расчленить ее отдельные критерии, т.е. выразительность артистичность и т.п.

Говоря о приемах развития и формирования внимания, хочется сказать, что данная работа была нами проанализирована не из учебника по возрастной психологии, а из обыкновенных лекций по психологии которые составил П.Я Галперин [Гальперин, 2002].Мы выбрали именно это пособие из-за раздела о внимании, поскольку на наш взгляд там хорошо охарактеризовано развитие внимания у школьников.

В этой книге П.Я. Гальперин писал: «…дети не замечают этих ошибок потому, что схватывают смысл фразы в целом, не обращая внимания на написание отдельных слов Или они схватывают общий контур и общий смысл этого слова, но не расчленяют его на отдельные слоги или звуки.

Когда мы это установили, то у нас возникло и представление о том, как нужно построить контрольную деятельность наших испы­туемых, чтобы воспитать у них отсутствующее умение. Нужно было, во-первых, четко разделить два вида контроля: контроль по смыслу и контроль по написанию. Во-вторых, для каждого из этих видов контроля нужно было выработать умение расчленять целое на со­ставные части. И затем проверять каждую часть в отдельности. Если, скажем, это был контроль по смыслу, то ребенку сначала предлага­ли прочесть фразу в целом, выяснить ее общий смысл, затем разде­лить эту фразу на слова и проверить, подходит ли каждое слово к смыслу предложения в целом. Если речь идет о написании отдельно­го слова, то предлагалось сначала прочесть слово и установить его смысл. Потом нужно было разбить это слово на отдельные слоги и проверить каждый слог в отдельности, подходит ли он к смыслу слова в целом или не подходит. Это была общая задача, и соответ­ственно этому составлялось правило, которое так и называлось «правилом». Это очень важно: не только иметь это правило, но и назвать его. В данном случае было введено простое название: «пра­вило». Потом вы увидите, что это создает для нас дополнительные возможности по управлению действием контроля. Итак, было со­ставлено правило, которое заключалось в следующем.

Первое положение. Что надо делать сначала — проверять по смыслу или по написанию? Ребенок мог свободно выбрать, что он будет делать сначала, а что — потом. Скажем, сначала будем прове­рять по смыслу. Тогда надо, во-первых, прочитать предложение в це­лом, выяснить его смысл. Во-вторых, разделить предложение на от­дельные слова В-третьих, прочитать каждое слово в отдельности и установить, подходит ли оно по смыслу к предложению в целом. То же самое повторялось и при проверке по написанию. Прочитать слово в целом: разделить слово на отдельные слоги; прочитать каж­дый слог и проверить, подходит ли он к слову в целом.

Итак, правило составлялось и предъявлялось учащимся в рель­ефной форме на карточке, где фиксировалась такая последователь­ность шагов:

— что будешь делать сначала, что будешь делать затем;

— проверка по смыслу;

— прочти предложение в целом и установи, какой смысл оно имеет;

— раздели предложение на отдельные слова;

— прочти каждое слово в отдельности и установи, подходит ли оно к предложению;

— проверка по написанию;

— прочти слово в целом;

— раздели слово на отдельные слоги;

— прочти каждый слог и проверь, подходит ли он к слову в целом.

Ну а затем шла поэтапная отработка этого действия. Она заклю­чалась в том, что когда ребенок приступал к проверке предложенно­го ему текста, то устанавливал для себя порядок и затем начинал действовать согласно установленному порядку. Если надо было раз­делить предложение на отдельные слова, то они для облегчения ана­лиза разделялись карандашом вертикальной черточкой, а если надо было разделить слово на слоги, то каждый слог отделялся от друго­го вертикальной черточкой. Затем надо было прочитать вслух каж­дое слово или каждый слог, одновременно проверяя их правиль­ность.

Оказалось, что при пользовании таким правилом дети не про­пускали ошибок по невнимательности, если им предлагался текст с ошибками, или сами не делали ошибок при написании текста. Так мы убеждались, что выработанное правило действительно обеспе­чивает нужный контроль.

Затем начиналось поэтапное формирование действия контро­ля как умственного. Оно заключалось в том, что сначала дети отчер­кивали и произносили раздельно слова и слоги, затем отчеркивание прекращалось и дети только читали, голосом разделяя отдельные слова или слоги и проводя эту проверку. Потом они уже не делали акцента на каждом слове (слоге), а просто делали остановку на од­ном слове, на другом слове. Потом они просто читали текст «про себя» и говорили, скажем: «первое слово — правильно, второе — правильно» и т. д. или: «первый слог — правильно, второй слог — правильно и т. д.». Или: «здесь ошибка» и исправляли. Значит, на этом этапе они выполняли действие в идеальном поле, т. е. только взором, и вслух давали результат только по отдельным звеньям.

Последняя стадия формирования заключалась в том, что они прочитывали предложенную фразу и давали результат по фразе в целом. Скажем, по смыслу ошибок нет; по написанию — ошибка такая-то или ошибок нет. Таким образом, мы довели правило до того, что оно стало умственным достоянием и идеальное действие взора следовало этому правилу без того, чтобы дети вспоминали об этом правиле, так что они просто читали, но несколько в замедлен­ном темпе, но без разделения отдельных слов или слогов и сразу говорили: есть или нет ошибки по смыслу или по написанию.»[Гальперин,2002, с.282]

Таким образом П.Я. Гальперин получил действие контроля в идеальном и сокращенном виде. Ошибки по написанию и по смыслу исчезли.

Но после этого возникла проблема в том, что дети не могли выполнять задания без помощи экспериментатора, а следовательно допускали эти ошибки дома. Что бы решить эту проблему, Петр Яковлевич выявил, как отмечено им, «обобщения по обстоятельствам работы», тут он начал действовать так:

«Чтобы перенести сформирован­ное в эксперименте умение контролировать себя в классные усло­вия, мы сделали следующее. Во-первых, экспериментатор вначале присутствовал на занятиях в классе, персонально напоминая о необ­ходимости проводить такого рода контроль. Во-вторых, учитель, давая задание проверить выполненную в классе письменную рабо­ту, напоминал детям: проверяйте по «правилу». Чтобы перенести это же умение в условия домашней работы, сначала все домашние рабо­ты проводились в присутствии экспериментатора, который напоми­нал, что когда работа сделана, ее нужно проверить по «правилу». И так как он сам при этом присутствовал, было живое напоминание о том, как нужно работать. Потом он уже мог и не присутствовать при выполнении домашнего задания, но ученики сделанную дома работу должны были принести и показать экспериментатору. Над ребенком все равно довлела необходимость показать работу экспе­риментатору, следовательно, проверить ее согласно порядку, уста­новленному во время работы с экспериментатором. Благодаря этим мероприятиям дети начинали работать самостоятельно, без напо­минания и в классе и дома, ну и, конечно, с экспериментатором.» [Гальперин, 2002, с.-286]