Однако определив чувство и его местоположение, клиент тем не менее не осознает это чувство как свое, не ассимилирует его. Очень часто здесь включается механизм проекции, находящий свое выражение в том, что свое сильное чувство клиент пытается вынести вовне. Иногда он пробует отстраниться от своего чувства или закрыться от него, уйдя в область домыслов и предположений. Достаточно показательна в этом плане фраза типа: "Я, может быть, и испытываю сейчас тревогу, но это...". Порой клиент пытается защититься от своих переживаний в буквальном смысле этого слова, например прикрыть рукой область сердца, изменить позу таким образом, чтобы инстинктивно спрятать ту часть тела, где локализовано конкретное чувство. Иногда на практике наблюдается такая тактика: терапевт просит клиента взять и как бы вырвать, выдавить это чувство из себя. Тем самым создается ситуация, препятствующая на самом деле проживанию и полной ассимиляции этого чувства у клиента.
Такое поведение клиента является хорошим поводом для привлечения его внимания и для сознавания места фокусировки энергии.
Возникновение проекции, по нашему мнению, свидетельствует о том, что присвоения чувства не произошло. Однако осознавание проекции, как правило, приводит к овладению клиентом своим чувством. Проекция – довольно сложное явление. Совершенно прав Дж. Энрайт, когда говорит, что если нет чувства, то его нельзя и спроецировать; между тем невозможно воспринять чувство или качество, если в самом индивиде нет хотя бы частички его. Если человек полон любви, то он не может видеть ненависть в других, а, вероятнее всего, будет видеть любовь. Проекция и восприятие взаимодетерминируют друг друга. В связи с этим упражнение, связанное с проекцией на объекты ("Пусть предмет выберет вас"), наполняется дополнительным содержанием. Если в его исходном варианте осуществление проекции на объект используется для активизации процесса сознавания (возникновения энергии и фокусировки), то переадресация проекции может быть использована для присвоения чувства клиентом. В фокус сознавания попадает уже не столько предмет и спроецированное на него чувство, сколько осознавание самого факта идентификации с предметом в связи с конкретным переживанием. Если выразить эту "технологическую схему" иначе, то, образно говоря, полка, висящая на стене и испытывающая тяжесть книг, есть объект, который "выбрал меня" и вызвал какое-то чувство, например тревожность. Далее можно строить диалог с полкой примерно таким образом: "Полка, ты – тревожность!", "Что же в тебе, полка, вызывает тревожность?" Тем самым в ходе этих рассуждений достигается фокусировка на чувстве тревожности.
В дальнейшем клиент может попытаться поставить новые вопросы: "Чем я и полка похожи?", "Испытываю ли я такое же чувство тревожности, как и полка?". Вероятно, такие размышления могут включить механизм позитивной идентификации. Осознание факта идентичности с полкой, испытывающей тревожность, может помочь клиенту подойти к сознаванию того, что данное чувство не просто тревожность, а тревожность, принадлежащая ему, т.е. его собственная тревожность. Сознавание клиентом факта проекции своей тревожности на чем-то родственную с ним полку подводит его к принятию своего чувства. Осознав тревожность как свою, клиент тем самым принимает на себя ответственность за свое чувство, становясь субъектом своих переживаний.
В классической гештальттерапии принятие ответственности клиентом за свои чувства фактически расценивается как завершение гештальта, как решение своей проблемы.
Заключение
Если некоторые, ссылаясь на гештальттерапию, продолжают распространять какие-то ложные представления, связанные, по крайней мере, с сомнительной практикой, верно также и то, что с тех пор как произошло это возвращение к теории и клинической практике, к начальным положениям Пола Гудмена и Фредерика Перлза, гештальттерапию начинают принимать всерьез профессионалы из психологического, психиатрического мира и вообще из сферы гуманитарных наук, потому что они понимают, что эта научная дисциплина имеет под собой солидные основания, основания теоретические, основания практические, основания методические, основания, непротиворечиво связанные между собой. К тому же очень удивительно констатировать, что многие другие школы, включая некоторые направления психоанализа, сейчас открывают для себя и считают их исключительно передовыми те положения, которые гештальттерапия выдвигала и разрабатывала вот уже более сорока или пятидесяти лет. Гештальттерапия развивается медленно, может быть еще медленнее во Франции, чем в других странах, но это психотерапия, которая, похоже, получает широкое распространение и которая, в некоторых отношениях, может быть похожа как прообраз того, чем может быть психотерапия будущего, предоставляя место совокупности опыта человека во всех его измерениях аффективных, телесных, духовных, интеллектуальных...
Список литературы
1. Перлз Фредерик “Практика гештальт-терапии.” /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
2. Перлз Фредерик “Гештальт - семинары.” /Институт обще гуманитарных исследований 1998/
3. Перлз Фредерик “Внутри и вне помойного ведра; Практикум по гештальт терапии.” /Петербург-XXI век 1995/
4. Перлз Фредерик “Теория гештальт-терапмм.” /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
5. Перлз Фредерик , Пол Гудман, Ральф Хефферлин «Практикум по гештальттерапии», /М., 2005/
6. Перлз Фредерик “Эго, голод и агрессия.” /Смысл 2000/
7. Клаудио Наранхо “Гештальттерапия.’’ /Модек 1995/
8. Михаил Папуш “Психотехника экзистенциального выбора.” /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
9. Келл Рудестам “Групповая психотерапия.” /Универс 1995/
10. Джозеф Зингер “В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями.” /Класс 2000/
11. СБОРНИК “Гештальттерапия. Теория и практика.” /Апрель пресс. Эксмо-пресс 2002/
12. С. С. Харин “Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.” /Лучи Софии 1997/
13. И.Г. Малкина-Пых « Техники Гештальта и когнетивной терапии», /М., Экмо, 2004/
14. Ирвен и Мириам Полстеры ”Интегрированная гештальт-терапия” /Класс 1997/
15. Ирвин Полстер “Обитаемый человек.” /Класс 1999/
16. Серж Гингер “Гештальт - терапия контакта.” /Специальная Литература 1999/
17. Серж Гингер “Гештальт: искусство контакта.” /PerSe 2002/
18. Уолтер Кемплер “Основы семейной гештальттерапии.” /Издательство Пиражкова 2001/
19. Гертруда Шоттенлоэр “Рисунок и образ в гештальттерапии.” /Издательство Пиражкова 2001/
20. Гордон Уиллер «Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма», /М., Смысл, 2005/.
21. Эдвин Невис “Организационное консультирование.” /Издательство Пиражкова 2002/
22. Наталья Лебедева, Елена Иванова «Путешествие в Гештальт. Теория и практика» /Речь. С-П 2004/
23. И.Д. Булюбаш «Основы супервизии в гештальттерапии» /Институт Психотерапии. М. 2003/
24. И.Д. Булюбаш « Руководство по гештальттерапии», /Институт Психотерапии. М. 2004/
25. Дж. Даунинг, Р. Марморштейн “ Сны и кошмары. Истории из практики гештальттерапии», /М., Алтер Пресс, 2003/
26. Мартель Бриджит “Сексуальность, Любовь и Гештальт” /Речь, С-П, 2005/
27. Харм Сименс "Прапктическое руководство для гешталььтерапевтов" /Издательство Пиражкова 2008/