Смекни!
smekni.com

Использование метода гештальт терапии в социально психологической реабилитации военнослужащих получивших (стр. 20 из 27)

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здо­ровый человек из всего обилия информации выбирает ту, кото­рая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на зад­ний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Фредерик Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирую­щей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только по­требность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гешталь­тов является естественным ритмом жизнедеятельности орга­низма, посредством которого он поддерживает свой динамиче­ский баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае ге­штальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отре­агирован и не может уступить место другому. Такая неотреагиро­ванная потребность становится, по Перлзу, причиной многих не­завершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К при­меру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут прояв­ляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализо­вать (завершить) ее.

Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным усло­вием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

«Нет ничего, — учил Перлз, — кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее... Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз вме­сте с тем подчеркивал, что есть контактная граница между ин­дивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможен как кон­такт со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, от­ход — его завершением.

Движущей силой этого ритма (контакт-отход) Перлз считал иерархию потребностей. Доминирующая потребность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию ко­торого в данный момент направлены все усилия организма.

Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внеш­него мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, ког­да пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потреб­ности, когда надеваем свитер, ощущая холод.

У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с конгломератом не до конца сформированных и незавершенных гештальтов.

Неврозы, считал Перлз, возникают в результате сосредоточе­ния индивидуума на средней зоне за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз называл зоной фантазий. Зона фантазий несет в се­бе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструк­тивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллекту­ализировать там, где нужно просто осознать настоящее.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания на­стоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознава­нии настоящего.

Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознавания. Перлз ввел и развил по­нятие континуума осознавания. Поддержание континуума (не­прерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень про­стым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

Осознавать, по Перлзу, означает фиксировать внимание на по­стоянно возникающих и исчезающих в собственном воображе­нии фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и ми­ром (третья зона). Исследование этой третьей зоны, зоны фанта­зий, Перлз считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важ­ность осознания первых двух зон — себя и внешнего мира.

Защитные функции. В основе всех нарушений лежит ограни­чение способности индивида к поддержанию оптимального рав­новесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организ­ма. В гештальт-терапии описываются пять наиболее часто встре­чающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необходимая для удов­летворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Ими являются: интроекция, про­екция, ретрофлексия, дефлексия и слияние. Эти формы наруше­ний часто называются также сопротивлениями или защитными механизмами.

Защитные механизмы — это такие маневры и способы мыш­ления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавить­ся от болезненного эмоционального материала. Некоторой ана­логией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии яв­ляется прерывание контакта со средой.

Неким универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой является переживание. В этом смысле чувство — это целостный сигнал об отношении потребности и среды. Для того чтобы переживать, организм должен поддер­живать в себе определенный уровень возбуждения, необходи­мый для обнаружения в среде предмета потребности. Но, к сожа­лению, человеческий организм обладает способностью не только к саморегуляции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция — способ прекратить нормальный цикл обнаружения и удовлетворения потребности. Это бывает, если человек обнаруживает бо­лезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вооб­ще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или на­правляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Избегая обнаружения этих чувств и переживаний, человек пытается как бы не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой.

Стиль жизни человека во многом зависит от того, какие при­оритеты у него устанавливаются в его специфических способах прерывания взаимодействия со средой. Эти способы прерыва­ния контакта обычно приводят к потере функции выбора.

Слияние — механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, разли­чий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собст­венной потребности. Одна из проблем слияния — ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же — это своего рода игра, в которой ско­ванные одной цепью партнеры заключили соглашение не спо­рить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а второй испыты­вает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как преры­вания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предла­гает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, шко­лы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Ког­да мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он ис­пользует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддер­жание интроецированных ценностей.

При интроекции к минимуму сводится различие между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, чего он на самом деле хо­чет (если он вообще замечает эти отличия). Даже когда интроек­ция успешна, то есть между ней и жизнью есть согласие, человек утрачивает собственный выбор, то есть его функция выбора не работает. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает аг­рессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, как будто все существующее незыблемо, и он должен воспринимать все как есть и ничего не менять. Из новых впечат­лений он выделяет только то, что соответствует прошлому опыту. При интроекции неприятие неизбежных различий между людь­ми на самом деле является непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет челове­ка немедленно все сглатывать, лень не позволяет делать работу, требующую больших усилий, жадность стремится получить все как можно больше и быстрее. Все эти тенденции ведут к интроек­ции. Когда в процессе терапии интроективный человек мобили­зует свою агрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. И это понятно, ведь он проглотил много из того, что было для него несъедобным. Для многих это позиция жертвы. В то вре­мя как горечь просто констатирует факт, агрессия побуждает к изменению. Если интроещия — ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычно знает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознаванию желания.