Смекни!
smekni.com

Напрасная смерть. Причины и профилактика самоубийств, Вассерман Данута (стр. 37 из 62)

Как можно ожидать, в силу описанных недостатков в оценке резуль­татов исследования существует длинный список видов психотерапии, которые еще считаются эффективными или, наоборот, нерезультатив­ными у лиц, совершивших суицидальную попытку. Сходные проблемы существуют при определении эффективности психотерапевтических подходов в уменьшении психологических проблем, связанных с суици­дальной попыткой. К ним относятся депрессия, безнадежность, меж-ISO

Глава 19. Пол М Солковскис. Психологическое лечение суицидальных

пациентов

личностные проблемы и затяжные эмоциональные реакции на небла­гоприятные события жизни.

Критерии успешного психологического лечения

Сегодня совершенно очевидно, что активное психологическое лече­ние нуждается в критериях успешности в отношении снижения часто­ты повторных суицидальных попыток и самоубийств:

— оно должно возвращать пациенту взаимопонимание (путем при­менения «неспецифических» терапевтических факторов, подобных эм-патии, искренности и теплоте, и использования внутренних ресурсов пациента);

— основные терапевтические усилия следует сосредоточить на ус­тановленных (с помощью эмпирически обоснованной теории) факто­рах, определяющих переживание и поддержание затяжного интенсив­ного дистресса в конкретных группах (состоящих преимущественно из однородных в клиническом отношении пациентов);

— терапия должна быть нацелена на характерные, в том числе спе­цифические проявления обычных факторов поддержки (т.е. способов, которыми они влияют на конкретного пациента, нуждающегося в пси­хотерапевтической помощи);

— следует продемонстрировать эффективность нового вида тера­пии по сравнению с листом ожидания или лечением «по старинке».

Сегодня всем этим критериям соответствуют лишь КБТ в форме те­рапии решения проблем и ДБТ. Стандартная когнитивная терапия деп­рессии и межличностная терапия удовлетворяют лишь первым трем критериям. Исходя из установленной эффективности когнитивно-бихе-виоральной терапии решения проблем и более сложного пакета, состав­ляющего ДБТ, очевидно, следующим шагом в исследовании результа­тов терапии станет исследование, сравнивающее краткосрочные формы ДБТ, сосредоточенные на разрешении проблем, с обычными способами лечения.

Элементы, которые работают в психотерапии суицидальных пациентов

Детальное исследование четырех критериев успешности терапии позволяет говорить о наличии следующих общих элементов:

— сосредоточение на ситуации «здесь-и-сейчас»;

181

Раздел V. Лечение

— внимание к негативным эмоциям, раскрывающим соответствую. щий фокус терапии;

— включение в терапевтический пакет как основы тренировки спо­собности решения проблем и базовых навыков;

— терапевтические отношения, основанные на эмпатии и сотрудни­честве, предоставляющие пациенту возможности осуществления изме­нений в актуальной ситуации.

Сочетание психотерапии и медикаментозного лечения

Сочетание медикаментозного лечения и психотерапии использует­ся часто, хотя важно помнить, что фармакотерапия может повысить кратковременный риск повторной попытки путем передозировки в силу использования соответствующих препаратов. Кроме того, медикамен­тозное лечение как допустимый способ разрешения дистресса может снизить порог его переносимости у лиц без психиатрического диагно­за, превратившись в самый действенный способ разрешения проблем. Существует неотложная потребность исследования этих обстоятельств для развития оптимальных способов применения фармакотерапии и ее сочетаний с психотерапией. Несмотря на ряд доказательств, что сочета­ние КБТ и фармакотерапии является эффективным при лечении депрес­сии, недавние исследования тревожных состояний показали, что оно может оказаться менее эффективным, чем сама по себе КБТ. Кроме того, очень важно срочно провести адекватно организованное исследо­вание патогенетических факторов и результатов лечения, которое, к удивлению, отсутствует. Между тем, существует недавнее исследова­ние, предполагающее, что селективный ингибитор обратного захвата серотонина пароксетин может снизить уровень повторных суицидаль­ных попыткок у пациентов из группы высокого риска (см. главу 24). Низкая токсичность делает его оптимальным кандидатом для сочетан-ной терапии, по крайней мере, до появления новых знаний о влиянии фармакотерапии на психологическое лечение.

Заключение

Не стоит терять надежду относительно возможностей лечения суи­цидального пациента. Эта глава началась с рассказа о пути, который посредством определения ключевого механизма поддержки привел к

182

Глава 19. Пол М. Солковскис Психологическое лечение суицидальных

пациентов

быстрому развитию эффективных психотерапевтических подходов тре­вожных расстройств. Сходным образом развиваются усилия по улучше­нию эффективности лечения лиц, совершивших суицидальную попыт­ку или подверженных ее риску; сегодня существуют неплохие доказа­тельства важности помощи пациентам с недостаточностью навыков разрешения проблем и склонностью обращения к обобщенной памяти. Другие важные факторы, относящиеся к пониманию (и, следовательно, лечению) суицидальных попыток, включают:

— безнадежность;

— депрессию;

— проявления расстройств личности, особенно их пограничного варианта.

Для выявления связи между этими факторами и способами сниже­ния частоты самоубийств и суицидальных попыток необходимы даль­нейшие исследования.

В этой сфере существует тенденция к отходу от исключительного акцента на диагностические категории; как показали Линехэн и Уиль­яме (12) даже в случае спорного и запутанного диагноза «расстройство личности» существует надежда на эмпирическое определение психоло­гических механизмов. Есть немало оснований для оптимизма относи­тельно перспектив вовлечения в терапию и расширения возможностей людей, ранее в силу безнадежности видевших в самоубийстве един­ственную возможность разрешения невыносимой ситуации.

Библиография

1. Salkovskis P.M. Frontiers of cognitive therapy. New York: Guildford Press; 1996.

2. Beck А. Т., Brown G.K., Steer R.A., et al. Suicide ideation at its worst point: a predictor of eventual suicide in psychiatric outpatients. Suicide Life Threat. Behav. 1999:29:1-9.

3. Pollock L.R., Williams J.M. Problem solving and suicidal behavior. Suicide Life Threat. Behav. 1998; 28:375—387.

4. Schotte D.E., С him C.A. Problem solving skills in suicidal psychiatric patients. J.

Consult. Clin. Psychol. 1987; 55:49 -54.

5. Cannon В., Mulroy R., Otto M. W., et al. Dysfunctional attitudes and poor problem

solving skills predict hopelessness in major depression. J. Affect Disord. 1999; 55:45-49.

6. Hawton К A , Kirk J. Problem solving. In: Haw ton K.A.. Kirk J., Clark D.M. (eds).

Cognitive behaviour therapy for psychiatric problems: a practical guide. Oxford: Oxford University Press; 1989:406 -426

183

Раздел V Лечение

7. Salkovskis P.M., Atlia С, Storer D. Cognitive behavioural problem solving ln the treatment of patients who repeatedly attempt suicide. A controlled trial. Br. j Psychiatry. 1990; 157:871-876.

8. Atha C. Salkovskis P.M., Storer D. Cognitive-behavioural problem solving in the

treatment of patients attending a medical emergency department: a controlled trial. J. Psychosom. Res. 1992; 36:299 -307.

9. Linehan MM. Cognitive -behavioural treatment of borderline personality disorder. New York: Guilford Press; 1993.

10. Klerman C.L, Weissman MM. Interpersonal psychotherapy of depression. New York: Basic Books; 1989.

11. Hawton K.A., Arensman E., Townsend E.. et al. Deliberate self harm: systematic review of efficacy of psychosocial and pharmacological treatments in preventing repetition. BMJ. 1998; 317:441-447.

12. Williams J.M.G. Personality disorder and the will: a cognitive neuropsycho-logical approach to schizotypal personality. In: Salkovskis P.M. (ed). Trends in cognitive and behavioural therapies. Chichester: John Wiley; 1996:63—76.

184

20

Фармакотерапия психических

нарушений у суицидальных пациентов

Ханс-Юрген Мёллер

Введение

Многим суицидальным пациентам кроме консультирования и пси­хотерапии (см. главу 19) необходимо психофармакологическое лечение. Фармакологические и немедикаментозные интервенции (например, электросудорожная терапия) у людей с риском суицида обычно направ­лены на его предотвращение посредством преимущественно седативно-анксиолитическрго воздействия или лечение психических и соматичес­ких расстройств, являющихся основной причиной суицидальных тен­денций. Тем не менее, пока не существует специфического «соматического» лечения суицидальное™. Несмотря на ряд исследова­ний, показавших, что у самоубийц и пациентов, совершивших суици­дальную попытку, уровни 5-гидроксииндолуксусной кислоты в спинно­мозговой жидкости оказались ниже, чем в контрольной группе, оконча­тельные рекомендации для каких-либо лечебных мероприятий, основанных на этом факте, до сих пор отсутствуют. Применение серо-тонинергических препаратов в лечении суицидальности основано на | гипотезе о роли серотонина. Вместе с тем, достаточно ясная оценка это­го эмпирического подхода пока отсутствует (1).

Суицидальность и обусловленное ею поведение, как правило, про­являются в одном из следующих сочетаний:

— острая суицидальность в условиях психосоциального стресса и

— острая или хроническая суицидальность, являющаяся признаком или результатом сопутствующего психического расстройства.

В этой главе описываются психофармакологические подходы при этих двух состояниях.

185

Раздел V Лечение

Патологические реакции на психосоциальный стресс

Если суицидальность является результатом патологической реакции на психосоциальные стрессы, фармакотерапия, в основном, нацелена на реализацию седативного, анксиолитического, снотворного или вегетот-ропного эффектов. Препараты первого выбора — это в основном бензо-диазепины (или при расстройствах сна — современные небензодиазепи-новые гипнотики). Выбор конкретного препарата и его дозы зависит от индивидуальных особенностей случая. Целью является не только дости­жение седативного эффекта, но и коррекция эмоционального состояния. Некоторые врачи склонны ограничивать назначение бензодиазепинов из-за боязни возникновения зависимости, риск которой на самом деле явля­ется чрезвычайно малым. В качестве заменителей они предпочитают ис­пользовать седативные ангидепрессанты, такие как доксепин (синекван), или малые дозы седативных нейролептиков. Тем не менее, в конкретных условиях, учитывая хорошую переносимость бензодиазепинов и пози­тивную реакцию на них пациентов, при оценке соотношения риска и пользы следует отдавать предпочт ение бензодиазепинам, поскольку в ос­новном возникает необходимость только кратковременного лечения. Не­адекватная длительность терапии может обусловить высокий риск сохра­нения суицидальное ги, поэтому следует избегать прерывания лечения бензодиазепинами, которое, похоже, становится распространенной про­блемой у пациентов, нуждающихся в этом виде лечения (2). Если на ос­новании клинического анализа симптомов обнаружены отчетливые пока­зания для психофармакологического лечения (например, эмоциональная лабильность, выраженная тревога, депрессивное настроение или иные психические заболевания), то психотерапевтический подход, иногда ос­нованный на психодинамических теориях, является непригодным. В слу­чаях затяжных депрессивных реакций следует использовать как антидеп­рессанты, так и бензодиазепины. Следует отдавать предпочтение совре­менным антидепрессантам с лучшей переносимостью, чем у их трициклических сородичей