Покорны (21) предложил использовать понятие «суицидального поведения», включающего суицидальные мысли (суицидальное мышление), предпринятые попытки и самоубийство. В то же время Пайкел с соавт. (22) ввел понятия «усталости от жизни» и «желания смерти». Эти явления можно рассматривать как самостоятельные феномены или предвестники суицидальных мыслей. Эти представления легли в основу модели суицидального процесса.
Бесков (23), основываясь на этих понятиях, разработал модель, которая часто используется в ретроспективных исследованиях завершенных самоубийств.
Модель показывает, что суицидальное поведение имеет свою предысторию, и текущий процесс является продолжением постепенного нарастания серьезности суицидального поведения, начиная с усталости от жизни до желания умереть, от суицидальных мыслей до попыток и завершенного самоубийства.
Исследования Вассерман (24) показывают, что большинству суицидальных действий предшествуют процессы различной длительности с индивидуальной динамикой. Обычно суицидальный процесс длится месяцами, однако у некоторых он продолжается более года, а для пациентов с хронической депрессией, шизофренией или химической зависимостью он может быть пожизненным. У молодых людей с адаптационными расстройствами продолжительность процесса может составить несколько дней или недель. Склонность к суициду может быть острой, хронической или латентной. Мысли о самоубийстве могут совсем отсутствовать на протяжении длительного времени, но в случае нового стресса возникают вновь.
Суицидальный процесс — расширенный контекст модели стресс-уязвимости
Модель стресс-диатеза (1) можно дополнить более широкой моделью развития суицидального процесса, которая позволяет лучше понять
36
Глава 2. Данута Вассерман. Модель стресс-уязвимости и развитие суицидального процесса
динамику взаимодействия между суицидальными людьми и их окружением и дает возможность изучать «суицидальную коммуникацию» (динамику взаимодействия между суицидальным субъектом и его семьей или другим значимым человеком), а также взаимодействие между наследственными и приобретенными состояниями (см. рис.2.1). В этой модели учитываются следующие факторы:
— роль личности и когнитивного стиля суицидального человека;
— роль факторов окружающей среды;
— роль стресса в проявлении предрасположенности;
— роль реакций других людей и влияние их психосоциальной и культуральной поддержки на исходы;
— обстоятельства, уменьшающие уязвимость (защитные факторы) и способствующие самоубийству или суицидальной попытке (факторы риска).
В этой модели связи между суицидальными мыслями и попытками самоубийства перестают быть явными, становятся эфемерными. На исход влияют факторы риска и защиты во взаимодействии с предрасположенностью. Самоубийство расценивается не как болезнь, а как действие, возникающие в результате взаимодействия когнитивных, аффективных и коммуникативных аспектов.
В результате лечения суицидальный процесс может быть прерван, кроме того, он может затихнуть спонтанно. Влияние ряда различных факторов на суицидальный процесс вытекает из данных различных эпидемиологических исследований и психологических обследований индивидов. Важно изучать и понимать суицидальный процесс не только на индивидуальном, но и на межличностном (коммуникативном) уровне, а также в связи с другими внешними факторами на уровне общества (в рамках социальной интеграции), равно как и в отношении культурного и физического окружения.
В этой книге термин «суицидальный» применяется для описания человека, который имеет интенсивные и серьезные мысли о самоубийстве. Этот термин охватывает также людей с неотчетливыми и не столь сильными суицидальными мыслями, которые, однако, находятся в зоне суицидального риска вследствие действия различных факторов, а также тех, кто пытался покончить с собой в течение года, предшествовавшего исследованию. Факторы риска включают: психические заболевания, расстройства личности и негативные события жизни (см. главы 4—13). Риск становится особенно высоким, если одновременно исчезают (или ослабевают) один или не-
37
Рис. 2.1. Модель уязвимости к стрессу и развития суицидального процесса от суицидальных мыслей до самоубийства
/лава 2 Данута Вассерман Модель стресс-уязвимости и развитие суицидального процесса
сколько факторов, которые в норме обеспечивают некоторую степень защиты (факторы защиты обсуждаются в этой главе ниже).
Суицидальная коммуникация
Ответная реакция других людей на суицидальные сообщения человека сама по себе может обеспечить частичную защиту от суицидальных действий (24). Однако, к сожалению, она может стать и отчетливым фактором риска, усугубляющим состояние хаоса и ненависть к себе у суицидального человека и ускоряющим суицидальный процесс в негативном направлении (25). Затухание суицидального процесса или его перерастание в суицидальную попытку или самоубийство зависит от следующих факторов.
— способность человека к просьбам о помощи и ее получению;
— способность других людей (включая персонал) из окружения суицидального человека к распознаванию его/ее суицидального сообщения и серьезному отношению к нему.
Диалог с суицидальным пациентом
Применив диалог с использованием дружеского обращения, можно помочь суицидальному человеку вербализовать его внутренние переживания и выразить их вслух, что заложит основу для межличностного общения и доверительного контакта. В целях предотвращения самоубийства очень важно серьезно воспринимать каждое упоминание о нем.
В обществе распространено мнение, что люди, говорящие о суициде, никогда его не совершат. Это один из мифов о самоубийстве. Тем не менее, существует определенная категория людей, которые, даже находясь на грани суицида, не сообщают о своих намерениях. И хотя они могут иметь близких людей, но, будучи эмоционально одинокими, не делятся своими размышлениями ни с кем Часто после совершения самоубийства в семье могут возникнуть мысли типа «На самом деле я не знал человека, с которым жил» Мужчины, которые живут по принципу «в одиночестве — сила» и не желают или не осмеливаются проявлять свои эмоциональные потребности и мысли, как правило, характеризуются малой общительностью. Молодые люди тоже могут иметь заметные трудности в общении. Внешне малообщительные люди могут вести себя адекватно или почти адекватно, несмотря на то, что на самом деле вынашивают мысли и планы самоубийства
39
Раздел // Теоретическая модель суицидального поведения
Диалог как средство уменьшения беспокойства и хаоса
Суицидальное общение (т.е. упоминания о суицидальных мыслях и планах совершения самоубийства) может сильно различаться по интенсивности, как в течение дня, так и в длительной перспективе. С помощью диалога можно отвлечь человека от мыслей о самоубийстве и дать ему какое-то направление для поиска альтернативных путей решения конфликтов. Поначалу иные решения, предложенные помогающим лицом, могут быть отвергнуты, но в дальнейшем их могут воспринять и, возможно, использовать. Беседа и общение уменьшают растерянность, беспокойство и панику. Для диалога с суицидальным пациентом необходим чуткий собеседник — человек, который не обостряет у него чувства вины и бесчестья, не оскорбляет его и готов к оказанию практической помощи, например, позвонить в больницу или поддержать чем-то, что оказалось вне сферы внимания в период хаоса. Подобные люди способны прервать душевный паралич, который суицидальные люди могут испытывать даже перед самыми незначительными обязательствами. Таким образом, с помощью диалога и практической поддержки можно расширить туннельное сознание суицидального человека и избавить его от сужения когнитивных возможностей.
Типы суицидального общения
Суицидальное общение можно разделить на вербальное и невербальное. В свою очередь, эти виды делятся на прямое и косвенное общение (24, 25).
Прямое вербальное общение
При прямом вербальном суицидальном общении человек либо прямо выражает свое намерение свести счеты с жизнью, либо — менее четко — чувства, что все вокруг безнадежно, и осталось единственно правильное решение — покончить со всем этим сразу. Иногда эта форма общения выражается в ссорах со значимыми людьми и обвинениях, что они являются виновниками возникших проблем и, в подтексте, — в суицидальной ситуации.
Косвенное вербальное общение
Косвенное вербальное общение иногда является менее отчетливым, поскольку высказывания типа «Так дальше продолжаться не может», «Я
40
Глава 2 Данута Вассерман. Модель стресс-уязвимости и развитие суицидального процесса
не вижу смысла в жизни», «Возможно, мы больше не увидимся» и «Глядя на этот мир, перестаешь удивляться, что многие хотят покончить с собой» часто интерпретируются с трудом. Для правильного понимания эти высказывания нуждаются в контексте. Некоторые из них можно легко интерпретировать, тогда как понимание других приходит лишь ретроспективно.
Прямое невербальное общение
Примером прямого невербального общения может быть приобретение оружия или накапливание рецептов на наркотические или сильнодействующие медицинские препараты.
Косвенное невербальное общение
Составление завещания, раздача подарков на память, оплата долгов и изменение страхового договора — все эти поступки могут быть примерами косвенного невербального общения. Другими выражениями суицидального намерения могут быть активные усилия по поддержанию контактов с близким человеком или медицинскими службами, а также поиски уединения и изоляция.
Ответная реакция окружающих
Эмпатия
Прямое суицидальное общение интерпретировать легче всего, но собеседник часто ему не доверяет, сомневаясь в искренности намерений человека покончить с собой. Косвенная форма суицидального общения более трудна для понимания стороннего наблюдателя, однако члены семьи часто замечают, что человек изменился, и инстинктивно понимают суть происходящего. В лучшем случае некоторые из его близких начинают осознавать ситуацию, проявлять эмпатию, оказывать поддержку и обращаются за помощью, чтобы обеспечить адекватное наблюдение, профессиональную поддержку и лечение.