Смекни!
smekni.com

Анализ мнемических процессов человека в философском и психологическом аспектах (стр. 7 из 7)

2.3. Критика мнемоники

Мнемотехника могла бы иметь значение только в том случае, если бы для каких-нибудь практических целей было необходимо или полезно знание ряда бессвязных слов или цифр. Так как в действительности в этом не бывает необходимости, то и мнемоника, как искусство, теряет свое значение. Нельзя отрицать значения мнемонических приемов в том случае, когда необходимо бывает запомнить большое число данных, друг с другом логически не связанных, например, ряд слов, составляющих исключение из какого-нибудь правила, ряд названий и т.п. В этом смысле мнемоника достигает своей цели. При оценке значения мнемоники, как искусства, нужно принимать в соображение индивидуальные различия памяти, что составителями систем обыкновенно упускается из виду. Далеко не всякая система может быть пригодной для всякого индивидуума. Так, например, система Файнштейна есть, главным образом, словесная, звуковая и может быть пригодна только для тех, кто обладает хорошей словесной памятью, а для тех, кто обладает этой последней в зачаточной форме, эта система едва ли может быть полезной. Для меня, например, так как я принадлежу к зрительному типу, было бы решительно невозможно изучить что-либо по этой системе или системе Файнштейна, так как у них все основано на словено-звуковой памяти. Для меня не составляет особого труда изучить стихотворение обычным способом, но изучить это стихотворение по мнемонической системе, например, Файнштейна представило бы для меня непреодолимые трудности. Целесообразность мнемонических систем уже давно подвергалось обсуждению, и уже давно им дана была соответствующая оценка. Ф.Бекон, например, характеризовал эти системы как бестолковые и бесполезные; на умение непосредственно воспроизводить огромное множество имен или слов один раз услышанных, он смотрит так же, как на умение ходить по канату, принимать ловкие позы и совершать разные фокусы. По его мнению, это одно и то же, так как одно из них есть злоупотребление физическими силами, в то время как другое есть злоупотребление духовными, и хотя и то и другое может вызывать удивление, однако ценности они не имеют.

Химерность мнемоники предстанет для нас в еще более ярком свете, если мы рассмотрим, с точки зрения психологической, как нужно понимать развитие памяти, и можно ли из дурной памяти сделать хорошую, как это предлагают учителя мнемоники. О развитии памяти как общей способности здесь не может быть и речи; можно говорить лишь о накоплении представлений, а не о развитии памяти в том смысле, как это понимают мнемотехники. Ведь, по их словам, память так изменяется, что становится способной на восприятие любого знания, между тем как реально у человека память может, так сказать, только расширяться, т.е. приобретать известное количество представлений, благодаря которым для него облегчается приобретение новых представлений, сходных или родственных с уже имеющимися. Расширение памяти сводится только к приобретению известного числа представлений или образов. Чтобы мы ни делали, в процессе изучения чего-либо мы приобретаем только известное число образов. Отсюда можно сделать вывод, что нельзя развить память настолько, чтобы она стала способной к усвоению любого знания. Если процесс обучения сводится к приобретению известного числа образов, которые облегчают запоминание сходных с ними образов, то никак нельзя утверждать, как это считают некоторые исследователи, что, например, путем изучения иностранного языка мы можем развить нашу память вообще.


Заключение

1. Рассмотрение проблем памяти имеет долгую историю, и первым, кто стал их затрагивать, был Аристотель, который считал, что память тесно связана с воображением. Плотин отмечал, проблема памяти является в первую очередь философской проблемой, так как теснейшим образом связана с общей философской проблемой опыта. В Новое время проблема памяти также рассматривается в различных философских концепциях. Так, по Т. Гоббсу человеку изначально доступна вся информация и по мере развития он лишь припоминает что-либо. По Дж.Локку, память человека представляет собой вид чистой доски, на которой впоследствии можно будет записать информацию.

2. В наше время теория памяти получила свое дальнейшее развитие в школе когнитивной психологии, с позиции которой человек рассматривается как компьютер. В 1973 г. Андерсон и Бауэр сформулировали следующую проблему: как теоретически представить знания, имеющиеся у человека, что представляют собой элементарные символы или понятия, как они связаны, состыкованы между собой, как из них строится знание, и как она используется в повседневной жизни.

3. В результате научных исследований были выделены следующие виды памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная.

4. Вопросами улучшения памяти занимается мнемоника. Ее основной задачей является нахождение методов и способов запоминания информации на длительное время. История мнемоники, как и история проблемы памяти, начинается с античности. Изобретателем мнемоники считают греческого поэта Симонида, который первым открыл способы запоминания большого количества информации. Первая книга, в которой были описаны мнемонические системы и мнемотехника, вышла в 1836 г. и называлась «Искусство приобрести такую счастливую память, чтобы быть в состоянии дословно воспроизводить все, что мы слышали или читали».

5. Все мнемонические системы основаны на структурировании информации, чтобы ее легче было запомнить и воспроизвести. Искусство мнемоники обладает и положительными, и отрицательными чертами, поэтому многие ведущие психологи современности считают мнемотехнику бесполезной.

Список использованных источников

1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М., 1968.

2. Бериташвили И. С. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение.- М., 1974.

3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб., 2001.

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. - М., 2006.

5. Голубев Э.А. Индиви­дуальные особенности памяти. - М., 1980.

6. Йейтс Ф. Искусство памяти.- СПб., 1997.

7. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М., 1978.

8. Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга.- М., 1970.

9. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Пер. Савина. - М., 1899.

10. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968.

11. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- М., 1974.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001.

13. Нора П. Проблематика мест памяти.- СПб., 1999.

14. Паланик Ч. Удущье. Пер. Покидаева.- М., 2001.

15. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.

16. Солос Р. Когнитивная психология. 6-е издание. - СПб., 2006.

17. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. - М., 1926.

18. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти.- М., 2007.

19. Хофман И. Активная память.- М., 1986.

20. Челпанов Г. О памяти и мнемонике. - СПб., 1903.

21. Шенцев М. В. Информационная модель памяти.- СПб., 2005.

22. Юм Д. Трактат о человеческой природе.- СПб., 1998.


[1] Юм Д. Трактат о человеческой природе.- СПб., 1998. С 157.

[2] Паланик Ч. Удущье. Пер. Покидаева. Т.- М., 2001. С 47.

[3] http://textik.ru/

[4] Голубев Э.А. Индиви­дуальные особенности памяти. - М., 1980. С 87.

[5] Цит. по: Блонский П.П. Память и мышление. - СПб., 2001. С 5.

[6] Цит. по: Блонский П.П. Память и мышление.- СПб., 2001. С 9.

[7] Блонский П.П. Память и мышление. - СПб., 2001. С 10.

[8] См.: Блонский П.П. Память и мышление. - СПб., 2001. С 10.

[9] Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Пер. Савина. - М., 1899. С 125.

[10] Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Пер. Савина. - М., 1899. С 125.

[11] Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. - М., 1926. С 277.

[12] Блонский П.П. Память и мышление.- СПб., 2001. С 28.

[13] См. : Солос Р. Когнитивная психология. 6-е издание. - СПб., 2006. С 70.

[14]См.: Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. - М., 2006. С 195.

[15]См.: Солос Р. Когнитивная психология. 6-е издание.- СПб., 2006. С 71.

[16]См.: Величковский Б.М Когнитивная наука. Основы психологии познания. - М., 2006. С 201.

[17]См.: Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. - М., 2006. С 202.

[18]Маклаков А.Г Общая психология. - СПб., 2001. С 264.

[19] Солос Р. Когнитивная психология. 6-е издание. - СПб., 2006. С 154.

[20] Солос Р. Когнитивная психология. 6-е издание. - СПб., 2006. С 157.

[21] Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001. С 265.

[22] Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М., 1978. С 155.

[23] Клацки Р. Память человека. Структуры и прицессы. - М., 1978. С 157.

[24] Челпанов Г. О памяти и мнемонике. - СПб., 1903. С 23.

[25] Челпанов Г. о памяти и мнемонике. - СПб., 1903. С 25.

[26] Солос Р. Когнитивная психология. 6-е издание. - СПб., 2006. С 133.